Бабасының каберен белмәгән,
тормышның кадерен белмәс.
К Л Е Б Л Е Е В
Ономастическое исследование фамилии
Среди наиболее распространённых фамилий села Бастаново Сасовского района Рязанской области Российской Федерации, встречаются два варианта одной интересной фамилии — Клеблеев и Клевлеев. Эта фамилия является уникальной в своём роде, и на сегодняшний день, не встречается в каких-либо исторических источниках, кроме документов, касающихся вышеупомянутого села; наряду с другими фамилиями основных татарских родов Бастаново.
Согласно древнему обычаю тюркских народов, если в семье или в роду долгое время не было ребёнка, или же рождавшиеся дети умирали, совершался обряд прошения у всевышнего ребёнка, желания, мольбы ему жизни. Этот ритуал назывался «Бала келәве». «Бала келәве» представлял один из видов обряда Келәү. Поклоняясь божественной силе — всевышнему или тотему, прося у него выполнения разнообразных пожеланий, обряд Келәү, проводили в определённом месте, преимущественно возле воды, реки, родника.
В татарском антропонимиконе, имена, дававшиеся с желанием иметь ребёнка, главным образом формировались с помощью повелительных глаголов или глаголов желания, означавших в прямом или переносном смысле «желание, мольбу о ребёнке».
Таким образом, количество имён, образованных и имеющих отношение к «Бала келәве», превышает два десятка. Среди них: Келяш, Келяуле, Келянче, Келяуша, Келяуш.
Достойно внимания еще то, что согласно старинному солнечно-лунному календарю булгаро-татар, одиннадцатый месяц назывался «келәү ае». Наши языческие предки называли мальчиков, родившихся в этом месяце, именем Келәш (Кляш).
Возвращаясь к Клеблеевым, можно с большей долей вероятности утверждать, что эта фамилия образована от имени Келяуле и является более поздним написанием фамилии Клевлеев.
В Ревизских Сказках села Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии Российской Империи о служилых татарах за 1722, 1745, 1763 и 1834 годы, фамилия Клеблеев не встречается. В них мы находим лишь дальних предков этой фамилии, записанных Клевлеевыми. Но, уже в более поздних Метрических Книгах к первой и второй мечетям села Бастаново – практически все потомки Клевлеевых значатся Клеблеевыми.
Почему же произошла замена « -вл- » на « -бл- »? Возможно, это связано с явлениями, характерными для разговорного языка и диалекта татар-мишарей, а так же, с необходимостью писать фамилию на русском языке.
Сегодня, нам известны два самых ранних представителя фамилии бастановских Клеблеевых. Ими являются Акмамет и Килмамет Клевлеевы, по всей видимости, являвшиеся родными братьями, их рождения, можно датировать началом XVII века.
В списках книги Чарыкова Н.В. «Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менезия» (1634г. – 1694г.), о служилых татарах, несших службу по городу Шацку, значатся: Чепкунька Килмаметев сын Клевлеев; Бекбулатка Килмаметев сын Клевлеев; и в этих же списках, датированных 1677 годом, возникает еще один ранний представитель рода – Малашка (Малах) Охмаметев (Акмаметев) сын Клевлеев, сведения о котором были так же обнаружены как в Отказной Грамоте, датированной 1703 годом, так и в Ревизской Сказке 1722 года. Именно ветвь служилого татарина Малаха Акмаметева сына Клевлеева, умершего в 1702 году, является сегодня основной ветвью потомков рода Клеблеевых.
Династии уникальной фамилии Клеблеевых, на сегодняшний день расселились по всему миру: от самого села Бастаново и райцентра – города Сасово, до Казани, Ташкента, Кёльна, Санкт-Петербурга, Антверпена, Риги, Москвы и многих других городов и мегаполисов мира, передавая, как семейную реликвию, эту красивую и звучную фамилию своим потомкам.
Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Клеблеев имеет два ярко выраженных фоносемантических признака: хорошее, короткое.
Исследование проведено при поддержке Нургаяза Гарипова и Александра Абдиева
г.Москва – г.Сасово – с.Бастаново, 2013 год