Старинные карты

Мидхат Джумагул ([email protected])

Одним из интересных вспомогательных источников по генеалогии и краеведенью являются старинные карты. Для меня основным применением карт в генеалогии является поиск прихода, к которому относилось то или иное селение.
Как известно, записи о рождениях, браках и смертях велись в церквях и мечетях. Можно считать, что исследователю своей родословной сильно повезло, если в интересующем его селении была своя церковь или мечеть, тогда особых затруднений у него не возникнет – опись фонда архива покажет наличие метрических книг (МК) по нужному селению и останется только их изучать в поисках нужных фактов.
Все становится сложнее, если предки проживали не в селе со своей церковью, а в деревне (т.е. селении, церкви не имеющем). Тогда возникает вопрос о выявлении прихода, к которому относилась изучаемая деревня. Ситуация может осложняться тем, что жители того или иного населенного пункта могли посещать разные церкви и если нужный факт не обнаруживается в МК самой ближайшей церкви, то необходимо определить другие приходы, в которых могли записать интересующее нас событие.
При определении прихода следует учитывать не только расстояние, но и географические особенности местности: крупные реки, болота или другие естественные преграды, а так же наличие дорог. Таким образом необходимо понимать, что Ваша деревня не обязательно относилась к приходу ближайшей к ней церкви. Вот тут-то возникает потребность в картах.
Еще одним значимым нюансом является время строительства как церквей, так и самих искомых селений и для примерного определения времени появления церкви или селения полезно ознакомится с картами за разные временные периоды.

Для начинающего исследователя наиболее интересными будут уездные карты начала 20-го века с масштабом в 4-8 верст в дюйме.

Рис.1 Фрагмент карты Уфимского уезда 1913 года. 5 верст в дюйме.

Рис.1 Фрагмент карты Уфимского уезда 1913 года. 5 верст в дюйме.

Необходимо отметить, что на подобных картах обычно отмечены все имеющиеся на соответствующий год церкви, границы волостей, дороги и может быть даже указана конфессионная принадлежность жителей.

Рис.2 Фрагмент карты Уфимского уезда 1893 года. 4 версты в дюйме.

Рис.2 Фрагмент карты Уфимского уезда 1893 года. 4 версты в дюйме.

Рис. 1 и Рис. 2 демонстрирует один и тот же участок местности и тут видно как всего за 20 лет изменилось количество селений и церквей.

Подобные карты можно обнаружить по большинству уездов Уфимской губернии:

Рис. 3 Фрагмент карты Стерлитамакского уезда 1914 г. 8 верст в дюйме.

Рис. 3 Фрагмент карты Стерлитамакского уезда 1914 г. 8 верст в дюйме.

Следующим интересным классом карт являются карты Стрельбицкого:

Рис. 4 Фрагмент карты Стрельбицкого

Рис. 4 Фрагмент карты Стрельбицкого

Данные карты были созданы в основном в 1865-75 годах, имеют масштаб 10 верст в дюйме. Хотя масштаб и великоват, но тем не менее карты очень хорошо прорисованы, что обычно позволяет получить достаточный объем информации по местности на период второй трети 19-го века

Карты Стрельбицкого, в целом, присутствуют в интернете в свободном доступе и любой человек, потратив немного времени в сети, может их найти и скачать.

Вернемся в 20-й век. После Революции на территории Уфимской и прилегающей к ней Оренбургской губернии произошли масштабные изменения в части административно-территориального деления. Границы волостей и их названия были серьезно изменены, уезды преобразовались в кантоны, коих стало заметно больше, чем было уездов в дореволюционный период. Все это существенно осложняет архивный поиск т.к. материалы архива в значительной степени структурированы именно по административно-территориальному делению.

Помочь могут кантонные карты 1926 года, которые, ко всему прочему, хорошо «бьются» с материалами известной переписи 1926 года. Данные карты полезны еще и тем, что в этот период появилось довольно много новых селений и переименовались некоторые старые.

Рис. 5 Фрагмент карты Белебеевского кантона 1926 г. 8 верст в дюйме.

Рис. 5 Фрагмент карты Белебеевского кантона 1926 г. 8 верст в дюйме.

Очередными масштабными изменениями административно-территориального деления отмечены 30-е годы 20-го века. В этот период было упразднено кантонное и волостное деление, появились районы, которые, в целом, и дошли до наших дней. Интересным источником могут являются карты районов Башкирии за 1951 год. К этому периоду исчезло значительное кол-во селений, селения сгруппированы в сельсоветы. Данные карты часто помогают разобраться в сложных вопросах первой половины 20-го века.

Рис. 6 Фрагмент карты Кугарчинского района. 1:100000

Рис. 6 Фрагмент карты Кугарчинского района. 1:100000

В заключительной части нашего обзора упомянем Планы Генерального Межевания (ПГМ).
Процитирую фрагмент описания ПГМ с какого-то сайта:
Генеральное межевание в Российской империи проводилось в период с 1766 года и до середины 19 века. Целью генерального межевания было установить точные границы земельных участков, которые принадлежали как отдельным лицам, так и городам, церквям, различным крестьянским общинам и другим возможным собственникам.
По результатам генерального межевания были составлены планы генерального межевания (ПГМ) уездов 35 губерний Российской Империи.
Масштаб планов генерального межевания достаточно подробный. Обычно они составлялись в масштабе 1-2 версты в дюйме (хотя есть и исключения). Такой масштаб позволял нанести множество мельчайших объектов, вплоть до отдельно стоящих строений и хоз. построек.
Большая часть ПГМ датируется самым началом 19-го века. Для целей генеалогии ПГМ неоценимы в вопросах выяснения даты образования селений, их названий на период рубежа 18-го и 19-го вв. идентификации ревизий с 1-й по 3-ю (1720-1762 гг.)

Рис. 7 Фрагмент ПГМ Бирского уезда.

Рис. 7 Фрагмент ПГМ Бирского уезда.

Конечно кроме перечисленных в этом обзоре карт в разных учреждениях и архивах хранятся и многие другие занимательные картографические документы – поиск и изучение странных карт – увлекательное и вполне самостоятельное от генеалогии занятие, дающее важную информацию по истории нашей страны.