Ханская мечеть в Касимове

Марат Сафаров

Ханская мечеть в Касимове – памятник татарской культовой архитектуры. По общепринятой версии, была построена в 1467 г. по указанию основателя Касимовского ханства — Касима. Однако, согласно Кадыр-Али бию –   придворному летописцу хана Ураз-Мухаммеда – Ханская мечеть была выстроена  в XVI в. при хане Шах-Али. В любом случае,  Ханская мечеть получила свое название не только оттого, что была самой знаменитой и большой мечетью в ханстве, но и потому, что в ней происходил обряд возведения на престол касимовских ханов.

Благодаря Кадыр-Али бию сохранилась информация о возведении на престол касимовского хана Ураз-Мухаммеда, состоявшемся 12.07.1600 г.  В этот день в Ханской мечети собралось большинство местных мусульман, в т.ч. имамы, хафизы (люди, знавшие Коран наизусть), имелдеши, мурзы и др. В мечети расстелили роскошную кошму. Сейид Буляк Шакулов прочитал хутбу (именно сеиды из рода Шакуловых являлись по существу имам-хатыбами Ханской мечети), затем четыре человека взяли кошму за четыре конца и подняли на ней хана. Потом приближенные к Ураз-Мухаммеду осыпали его деньгами и все присутствовавшие принесли поздравления; празднества продолжались в течение месяца и сопровождались пирами и раздачей милостыни нуждающимся.

После ликвидации Касимовского ханства в 1681 г. значение Ханской мечети несколько снизилось; она стала соборной мечетью мусульман Касимова. С кон. XVII в. и до 1760-х гг. в Касимове и в его окрестностях активно проводилась политика по  христианизации татар; кульминацией этой политики стал приезд в 1702 г. в Касимов Петра I (посетившего город не с религиозными целями). Согласно широко распространенному преданию, проезжая по Оке, Петр принял Ханскую мечеть за церковь и перекрестился, а затем в гневе царь приказал снести мечеть, что и было сделано. Однако уцелел и дошел до наших дней уникальный минарет мечети, выстроенный из окского камня. Минарет представляет собой массивную цилиндрическую башню с площадкой для муэдзина наверху, на которой возвышается малый цилиндр, покрытый сфероконическим куполом; его аналогами являются Большой и Малый минареты в Булгаре. В эпоху Касимовского ханства минарет Ханской мечети выполнял также функцию смотровой военной вышки.

Несколько десятилетий мусульманам не дозволялось возродить Ханскую мечеть. Лишь в эпоху Екатерины II касимовские татары получили необходимое разрешение.  В 1768 г. на старом фундаменте рядом с уцелевшим минаретом по разрешению и именному указу императрицы была выстроена каменная одноэтажная мечеть. Сохранился текст указа Екатерины II о возрождении ханской мечети:

«Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Касимовской Воеводской канцелярии города Касимова Татарской слободы сотнику Сеит-Бектемирову сыну Шакулову. — Сего 1768 года февраля 13-го дня в присланном от Его Превосходительства г-на генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую Воеводскую канцелярию предложении написано: Ея Императорское Величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа, высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе Татарам для молитвы их мечеть; объявя сие Ея Императорскаго Величества повеление, Касимовской Воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова Татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и во исполнение онаго предложения в Касимовской Воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго к тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова Татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему Ея Императорскаго Величеству указу. Апреля 9 дня 1768 года (№ 355)».

На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Её перевод заключается в следующем:

«1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь — июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».

Таким образом, быстрое возрождение мечети произошло благодаря усилиям сейида Бектемира и его сына Бурхана Шакуловых, мурз Ибрагима и Юсуфа Чанышевых, др. мурз и сейидов Касимова.

В 1835 г. на средства семьи Шакуловых был выстроен из кирпича  второй этаж мечети с куполом в стиле классицизма. Стены второго этажа были облицованы мрамором, деревянная ограда вокруг мечети заменена железной, сохранившейся до наших дней. В целом Шакуловы продолжали руководить жизнью Ханской мечети. Так, богатый касимовский промышленник Хамза Шакулов длительный период времени являлся ее попечителем. Однако, активно занявшись еще в первой пол. XIX в. предпринимательской деятельностью, Шакуловы уже не становились имамами. Вскоре на долгие десятилетия в Ханской мечети утвердилась династия имамов Давликамовых.

Первый представитель этой семьи, ставший имамом Ханской мечети – Абдулвахит Исмагилович, был уроженцем деревни Бастаново; он  получил должность имам-хатыба и мударриса в 1800 г. Именно он при поддержке Шакуловых, Максутовых и Давлетгильдеевых основал в 1808 году в Касимове медресе (впоследствии – Кастровское медресе).

Его сын Фазлулла Давликамов, ставший вторым имамом Ханской мечети 19.10.1827 г., помогал отцу в руководстве медресе; он был удостоен звания ахуна и награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте.

Имамам Давликамовым удавалось на протяжении длительного периода успешно отражать нападки Касимовской противомагометанской миссии во главе с известным миссионером В.В. Доронкиным.

Поскольку позиции Давликамовых в приходе Ханской мечети к середине XIX века сильно укрепились, а влияние Шакуловых падало, последние выдвинули в 1850 г. на должность муэдзина мечети бывшего муллу дер. Акашево Краснослободского уезда Пензенской губернии мурзу  Тухватуллу Курамшевича Агеева. После смерти в 1855 году Абдулвахита Давлекамова Шакуловы пытались сделать Агеева имам-хатыбом ханской мечети, но Т.К.Агеев, уже имевший соответствующий документ, неожиданно отказался от этого поста. Хотя позднее Агеев являлся вторым имамом мечети, роль  Давликамовых в мусульманской общине Касимова лишь усиливалась. 8.07.1857 г. брат Фазлуллы – Изатулла Давлекамов стал имамом (а с 1866 г. – имам-хатыбом) Ханской мечети. Будучи ахуном Касимова, Изатулла Давликамов 5.08.1876 г. направил обращение на имя муфтия Салимгарея Тевкелева с просьбой о ходатайстве перед правительством об освобождении мусульман от участия в работе суда по пятницам.

В 1870 г. вместо умершего Т.К.Агеева вторым имамом был избран Хасан Изатуллович Давлекамов (1847-1902). В 1878 г. должность имам-хатиба и мударриса получил Мухамедвали Изатуллович Давлекамов (22.10.1852–?), ставший в 1884 г. ахуном. Он активно участвовал в создании и становлении  Касимовского мусульманского благотворительного общества. Последним имамом Ханской мечети, с 19.07.1903 г., стал Фатихиддин (Фаттахутдин) Хасанович Давлекамов (6.11.1875–?).

Примечательно, что в конце октября 1917 года в Соборной мечети Петрограда впервые в истории России прошел совместный намаз суннитов и шиитов, который провел военный ахун Петроградского военного округа – именно Фаттахутдин Хасанович Давлекамов. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие азербайджанцы-шииты из Закавказья, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами.

Значительный интерес представляют впечатления дореволюционного историка Н.И.Шишкина о посещении им Ханской мечети в конце XIX века. Он отмечал, что михраб и  стены мечети были мраморными; из здания мечети имелся заваленный подземный ход к текие Шах-Али (мраморный михраб сохранился до наших дней).

Вскоре после установления советской власти Ханская мечеть была закрыта; с 1930-х гг. в ее здании размещался Касимовский краеведческий музей (основан в 1922 г.). С конца 1980-х гг. мусульмане Касимова  добивались у городских властей возврата Ханской мечети.

В 2013 году Ханская мечеть была передана мусульманской общине.

Лит.: Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч.1.  – СПб., 1863; Салихов Р.Р. Из истории мусульманских приходов города Касимова.// Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань, 2006; Сафаров М.А. Касимовские татары.// Ватандаш-Соотечественник. 2000, №12-13; Сафаров М. А. Родники нации (татары Рязанской области).// Татарский мир. 2006, №9.

Сафаров М. А. Ханская мечеть // Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь. М.-Н. Новгород, 2009. С. 329-330.