Культурная революция

XVII съезд ВКП (б), проходивший 26 января–10 февраля 1934 года, констатировал, что в СССР осуществляется культурная революция. Из страны темной, неграмотной и некультурной, какой была дореволюционная Россия, Советский Союз становился страной с передовой культурой. Широкая сеть высших, средних и начальных  школ, действующих на языках советских национальностей, накрыли страну.

О такой преобладающей составной части культуры, как образование, мы писали в одном из предыдущих очерков. Здесь нам остается по мере сил поведать, как вошли в жизнь нашей деревни печать, кино, радио, телевидение, театр, библиотека, а также о религии и духовности населения.

В те годы в селе Биктимерово мало было умеющих писать,  читать и говорить по-русски. Пальцев одной руки вполне хватило бы, чтобы сосчитать подписчиков хотя бы на районную газету.

Поэтому в свободное время, в основном, мужчины собирались у ворот, обменивались новостями, иногда кто-нибудь громко читал газету. Мы, мальчики, тоже крутились здесь. По просьбе взрослых я часто декламировал стишки, какие только знал. Они одаривали меня мелкими монетами или огрызками карандаша.

В то время основной политмассовой работой среди населения были митинги, проводимые агитбригадами из района. Ниже приведу два сообщения об этом.

Районная газета «Путь Ленина» за 5 декабря 1937 года: «Агитбригада в колхозе «Кызыл Чулпан». «1 декабря с.г. комсомольская бригада  в колхозе «Кызыл Чулпан» провела митинг, посвященный дню выборов в Верховный Совет СССР. После агитаторов выступили колхозники Кузебаев Усман, Гильманов Закир, которые рассказывали о дне выборов в Верховный Совет СССР на родном языке».

В той же газете от 29 апреля 1938 года: «Митинг в поле». «В исторический день 26 июня с радостью отдадут свои голоса за лучших патриотов Родины по выборам в Верховный Совет РСФСР колхозники колхоза «Кызыл Чулпан».

В военные и послевоенные годы почтальонкой работала уже немолодая женщина Умбикамал Арсланбаева, которая не умела читать. А раздавала она письма по памяти. В те годы не было не только конвертов, но сколько-нибудь пригодную бумагу найти было трудно. Поэтому писали, кто на чем. Однажды она принесла нам письмо от брата из Красноярска и говорит матери: «Мастура енгэй, вот это письмо с рисунками огурцов от вашего сына». Остальные треугольные  письма тоже были разнообразными, отличающимися какими-нибудь приметами.

Сейчас я вынужден, за неимением данных в вопросе распространения печати, сразу переключиться в 70-80-е годы прошлого столетия.

За эти 30-35 лет картина неузнаваемо меняется. Если раньше, как мы говорили, на всю деревню вряд ли выписывали пять экземпляров газет, то в указанные выше годы нередко были такие, которые выписывали только на одну семью по пять экземпляров. Почти 70-80 дворов получали районную газету «Путь Ленина», областную – «Южный Урал», коммунисты — «Правду». Популярны были также газеты «Сельская жизнь», «Труд», «Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда». Детям, учащимся выписывали «Пионерскую правду», журналы «Веселые картинки», «Мурзилка», женщины читали журналы «Баш7ортостан 7ызы», «Азат хатын». Хотя и немного, по одному-два экземпляра, биктимеровцы выписывали журналы «Роман-газета», «Вокруг света», «Казан утлары», «Агидель», сатирические «Чаян», «Крокодил». Тогда газеты разносили шесть раз в неделю, кроме понедельника.

Если просуммировать, то на нашу деревню приходилось свыше двухсот экземпляров периодических изданий или по три экземпляра на семью.

Если опять перескочить через 20-25 лет, в наши дни, то картина также резко меняется, но уже не в лучшую сторону, что объясняется перестройкой нашей жизни и  новыми экономическими отношениями. Сейчас на сто с лишним дворов выписывают 115 экземпляров газет, около полутора десятка наименований журналов по одному экземпляру. Сельчане читают районную газету «Пульс дня» (переименованная «Путь Ленина»), «Яикъ», «Яна вакыт», «Карауансарай», «Оренбуржье». Сельская библиотека выписывает около десяти наименований газет и журналов по одному экземпляру.

Сейчас почту разносят три раза в неделю. Кроме названной выше Арсланбаевой Умбикамал, по неполным данным, почтальонками работали: Арсланбаева Нурьямал, Тулебаева Зульфира, Азнабаева Сажида, Габзалилов Сулейман, Сулейманова Люция, Низамутдинова Танзиля.

Им приходилось работать в трудных условиях. Надо ежедневно доставлять почту из соседнего села Кабан, так как у нас никогда не было почтового отделения. Не всегда выделяли лошадь, сани, телегу. Сейчас почтальонку возит муж на легковой машине.

Последующее повествование мы начнем, пожалуй, с широко известного изречения В.И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим  является кино». Кинофицирование деревни началось в 30-е годы прошлого столетия, прошло долгий и трудный путь.

Один киномеханик обслуживал несколько деревень, поэтому кино в селах показывали редко, может один-два раза в месяц. Даже в конце 50-х годов наблюдалось такое положение. Об этом говорит заметка Р.Ишкуватова, опубликованная в газете «Путь Ленина» за 31 марта 1957 года: «Когда будут регулярно демонстрироваться картины». «У нас в Биктимерове редко ставятся кинокартины. Вот уже более месяца не приезжали к нам с передвижкой».                                                       

В предвоенные, военные, да и послевоенные годы кино буквально крутили руками, так как тогда в селе не было электричества. Его вырабатывал электрогенератор, который возил с собой киномеханик вместе с киноаппаратом и кинолентами. Этот генератор с длинной ручкой прикрепляли к скамейке и крутили пять-шесть здоровых парней, которых за это пускали в кино бесплатно.

В 50-е годы в повозке киномеханика появился движок, который приводит в действие электромотор. Показ кино всегда становился событием, вносившим разнообразие в деревенскую жизнь. Увиденное на экране живо обсуждалось и долго не забывалось. Особенно радовались ребятишки. Завидев телегу с киноаппаратом, мы, мальчики, бегали с криками по улице «Кино привезли!». Не надо было писать никаких афиш. Клуб всегда был полон до отказа. Пацаны садились обычно на полу, некоторые под жужжание киноаппарата засыпали до конца сеанса. Я до сих пор помню названия  кинофильмов, просмотренных в детстве. Это – «Чапаев»,  «Броненосец Потемкин», «Человек с ружьем», «Веселые ребята». Чапаев сразу завладел нашими душами и сердцами. Воображая себя такими же героями, как он, мы до забвения играли в «Чапая».

Конечно, качество показа фильмов оставляло желать лучшего. Во время демонстрации звук становился дребезжащим, рвалась лента. Тут уж зрители бесновались вовсю: топали ногами, свистели и кричали: «Сапожник!».

Подтверждением сказанному  может служить  небольшая заметка «Лишь бы брать деньги, а остальное…», опубликованная в газете «Путь Ленина» за 18 сентября 1938 года: «Гавриловская МТС приобрела звуковое кино, но показ плохой, то звук пропадает,  то движок, то аппарат откажет. Приходится ходить два-три дня, чтобы просмотреть одну и ту же картину».

Переход в 60-70-х годах прошлого столетия на стационарные киноустановки позволил в корне улучшить кинообслуживание населения. В село пришел промышленный электрический ток, к зданиям клуба пристраивали кинобудки, где устанавливали два киноаппарата, что позволяло демонстрировать кино не  по частям, как раньше, а беспрерывно от начала до конца.

В 60-е годы  прошлого столетия села Биктимеровского сельского Совета — Кабан, Биктимерово, Ильинку на кинопередвижке  обслуживал Алексей Лазовой из Черного Отрога, затем — Ильдус Тавтилов. В более позднее время киномеханиками работали Маннанов Фарих, Валитов Урал, Кунаккужин Ахат. Но дольше всех, начиная с 1975 по 1995 годы, в с. Биктимерове кино «гонял» Избасаров Мухамат. Его выносливость и трудоспособность были поразительны. С шести часов утра и до восьми вечера он ухаживал на колхозной ферме за телятами, а потом становился за киноаппарат. Так в течение двадцати лет.

Но кинопоказу в деревне был уготовлен печальный конец. У него появился сильный конкурент — телевидение, которое давало в обстановке домашнего уюта получать куда больше удовольствий, чем кино. Но у нас, я бы сказал, есть исторический повод, чтобы  завершить разговор о кино на оптимистической ноте.

Дело в том, что в окрестностях села Биктимерово на берегу и на льду Сакмары  в конце февраля и начале марта 1998 года снимался кинофильм «Русский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давно происходившее здесь, в наших местах, событие экранизировал московский режиссер Александр Прошкин, с Владимиром Машковым в главной роли Пугачева. В батальных сценах и кадрах о подледной ловле рыбы казаками на реке Урал участвовало много наших сельчан — пешие и на лошадях. Знайте, что среди них, в старинных тулупах бородатых мужиков, есть «киноартисты»-биктимеровцы. Вот их имена: Белоусов Марс, Якупов Руслан, Эльмир, Гаяз, Исмагил, Рафкат, Рифат Магдеевы, Сабирьян, Мидхат, Шафкат, Зульфат Идиатуллины, Гайфулла, Айдар, Ильшат Ишкуватовы, Алик и Ратмир Аминовы, Радик и Альфред Кулуевы, Юсуп и Ролан  Низаметдиновы, Ваулин Сергей, Худайгулов Мансур, Гайсин Риф, Губайдуллин Зуфар, Мухамбетов Берик, Аргенбаев Шафкат, Гарифьянов Фарит, Шакур, Руслан, Рушан Ишкуватовы.

Людей привлек не только сам процесс съемок, но и приличные денежные вознаграждения. За день съемок платили верховому 200 руб., кто на санях — 150 руб., пешему — 50 руб. У кого была своя отращенная борода, тому доплачивали по 50 руб. За ночные съемки платили в два раза больше. Магдеев Исмагил со своими двумя сыновьями, например, за восемь дней заработали солидную сумму, что хватило на приобретение цветного телевизора с видеомагнитофоном.

Летние съемки «Русского бунта» велись на Красной горе  близ деревни Татарский Саракташ.

Для этого почти в натуральную величину был создан макет Белогорской крепости. Здесь и крепостной вал с установленным на нем старинной пушкой, и дом коменданта Миронова, церквушка, выстроенная виселица, на которой болтаются 6 соломенных чучел. Это сцены казни неугодных Пугачеву. Неподалеку стоит кибитка, описанная Пушкиным, обшитая внутри и снаружи овечьими и телячьими шкурами. На летних съемках биктимеровцы также принимали участие.

Павильонные съемки проводились в Москве. Когда работа над фильмом была завершена, премьера его показа состоялась в кинотеатре «Мир» районного центра Саракташ.

Спустя некоторое время фильм «Русский бунт» участвовал в международном кинофестивале в Берлине. Хотя он там особых лавров не снискал, для нас этот факт важен тем, что наши земляки дебютировали на столь высоком уровне.

А «Белогорская крепость» стоит целая, невредимая и живет своей жизнью. Администрация Саракташского района взяла ее под свою опеку. Красная гора с ее кинодекорациями стала одной из достопримечательностей нашего района, любимым местом отдыха саракташцев зимой и летом.

А сейчас расскажем об одном событии, произведшем на биктимеровцев  большое впечатление и в чем-то перекликающемся с замедленным кинокадром.

Дело в том, что в последний день августа 1999 года через наше село проходил караван архео-этнологической экспедиции.

Солнце клонилось к закату. В конце деревни, у озера Мэгэзэй, было много людей, встречавших стадо коров. Завидев караван, идущий со стороны села Гавриловка, дети бросились навстречу — кто на мотоцикле, кто на велосипеде, кто бегом.

Караван ненадолго остановился у собравшихся. Руководитель экспедиции объяснил, кто они такие, куда едут.  Сельчане поприветствовали их и, вручив гостинцы, пожелали доброго пути. Уже стало темнеть, и они поспешили в село Черный Отрог, где остановились на ночлег.

Остальное станет понятным из сообщения «Верблюды идут на запад», опубликованного в районной газете «Пульс дня»: «Неторопливо идущие верблюды с людьми на двугорбых спинах, огромные колеса повозок – когда-то это все было обыденным для наших степей, теперь же воспринимается как экзотика.

Караван архео-этнологической экспедиции «Алтай-Дунай» пересек территорию нашего района и направился на запад, к Уральску, где намечено провести зиму. Экспедиция подготовлена и проводится Казахстанским общественным движением «Улытау».

3 мая караван вышел из районного центра Кулунда, что в Алтайском крае. Перезимовав в Уральске, путешественники рассчитывают завершить свой переход в Венгерском городе Карцаг. Таким образом, они пересекут все земли от гор Алтайских до гор Карпатских, земли, которые с древних времен назывались Великой степью.

Караван пройдет словно нить, собирающая жемчужины культуры, рассыпавшиеся на этом огромном пространстве, как символ мира и доброжелательных отношений. Караван продолжает свой путь на запад, где станет еще более неожиданной степной диковинкой для жителей Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии».

Скажем несколько слов о радиовещании и телевидении, внедрение которых явилось огромным прогрессом в культурном развитии деревни. О том, как шел процесс, приведу небольшие сообщения из районной газеты «Путь Ленина» в хронологическом порядке.

1 ноября 1938 года. «Коротко по району». Черно-Отрожский райузел  установил у 95 колхозников, служащих и рабочих, учреждениях райцентра репродукторы».

16 апреля 1953 года. «Без бумаги и без расстояния». «Радиоузел конторы связи обслуживает в настоящее время 380 дворов. Радиоузлы имеются в колхозе имени Жданова, 5-ом отделении зерносовхоза, подали заявку на установку радиоузлов колхозы имени Ворошилова, Хрущева, Калинина (наш колхоз — автор). В районе имеется 158 радиоприемников. Совет Министров СССР постановил снизить оплату за пользование репродукторами до 5 рублей в месяц. Среди этих радиоприемников есть и наш голубой радиоприемник марки «Родина», единственный в деревне. Он работал от аккумуляторных батарей и стоял в библиотеке. Слушать его собирались всей деревней, особенно когда передавали концерты из Уфы и Казани. Так было и в других местах, о чем свидетельствует следующее сообщение.

20 ноября 1955 года. «Радиоприемник в школе». «Пречистенская СШ приобрела и установила радиоприемники. Учителя организуют коллективное прослушивание радиопередач».

13 октября 1957 года. «Мы слушаем Москву». «Много нынче репродукторов в избах трудящихся района: 998 от пяти колхозных радиоузлов, 836 от районного радиоузла, который также транслирует передачи в Кабанкино, Биктимерово, Ильинку, Изяк-Никитино, Аблязово, станцию Черный Отрог. 400 радиоприемников имеется в селах района.  — Мы слушаем Москву! — говорят люди».

Тот же телевизор вытеснил из домов репродуктор и радиоприемник, которые сейчас почти сошли на нет.

Хотя первая телепередача в СССР была осуществлена в 1931 году, только 30 лет спустя, в начале 60-х годов прошлого столетия, телевизор пришел к массовому зрителю.

В 1963 году, в год подключения села Биктимерово к промышленной электроэнергии, первым телевизор марки «Волхов» за 170 рублей приобрел Азнабаев Ягафар. Спустя год-два голубые экраны засветились в домах Кульмурзина Ишмухамата, Кутлугаллямова Гизетдина, Кулуева Шакира, Баймурзина Гарифа. Потом, в конце 60-х годов, пошли хорошо зарекомендовавшие себя телевизоры марки «Рекорд». Эти телевизоры черно-белого изображения были ламповыми, довольно громоздкими и тяжелыми. К нему придавался стабилизатор, регулирующий работу телевизора.

Надо ли говорить, что появление телевизора в деревне вызвал у людей настоящий фурор. Всем хотелось увидеть, посмотреть эту диковинку. Особенно трудно было оторвать от экрана детей. Они целыми днями, занавесив окна, смотрели телевизор. Некоторые владельцы брали за это плату, по 5 копеек с каждого. Отметим, что была попытка имитировать  цветную жизнь на  черно-белом экране.  Для этого вставляли прозрачную пленку с тремя цветными полосками: синяя — небо, зеленая- трава, коричневая – земля.

Но эта примитивщина продолжалась недолго. Вскоре в продаже появились настоящие полупроводниковые импортные цветные телевизоры японского, южнокорейского производства. Люди покупали даже спутниковые антенны, позволяющие принимать передачи по нескольким каналам.

О темпах телефонизации деревни мы располагаем двумя достоверными данными. Одни – 65-летней давности, другие — сегодняшние. 

Здесь мы опять обратимся к подшивке районной газеты «Путь Ленина» Гавриловского района от 1938 года. 1 ноября она под подборкой материалов коротко пишет: «Районный отдел связи. На 1 ноября имеются 52 телефонные установки в райцентре и на периферии: в сельских Советах и правлениях колхозов».

Тогда в районе было 50 колхозов и 16 сельских Советов. Итак, всего в районе тогда было 118 телефонных точек. А на 1 января 2004 года только в четырех селах нашей Николаевской сельской администрации имеется 272 телефонные установки, то есть в два с половиной раза   больше, чем в целом по Гавриловскому району.

В нашем селе появилась первая спутниковая телевизионная антенна и сотовый телефон. На сегодня ими пользуется пока семья Габзалилова Эдуарда. На наш домашний телефон звонит из Уфы наша дочь Гульнара тоже с мобильного телефона. Расстояние почти 400 км. Проводником между этими двумя  разными типами телефонов, как мне объяснили, является космический спутник связи. Чудеса, да и только!

Конечно, движение вперед колоссальное, даже несравнимое. Однако, огорчает то, что эти телефонные точки распределены по селам очень неравномерно, вернее сказать, несправедливо. Их достаточно густо в центрах  колхозов и совхозов, а так же в селах, где есть автоматизированные телефонные станции. А в остальных селах, особенно в малых деревнях, телефонные точки можно сосчитать по пальцам. Это видно опять-таки на примере нашей администрации. В селе Николаевка на 160 дворов -90 точек, в селе Кабан на такое же количество дворов — 61, в Биктимерово на 102 двора только 13, в Рождественке на 50 дворов – лишь в трех домах. Из  сказанного ясно, что проблема сплошной телефонизации населенных пунктов для нашего государства остается пока неподъемной.

Слово клуб имеет двоякое значение: общественная организация людей по интересам и здание данного учреждения. У нас же в основном слово «клуб» ассоциируется со зданием, где проводятся собрания, праздничные мероприятия, ставятся спектакли, концерты, показываются кинофильмы и т.д.

Впервые в деревне Биктимерово клуб по прямому его назначению был построен спустя семь лет после организации колхоза. Вот сообщение об этом в газете «Путь Ленина» от 16 июня 1937 года: «Строят клуб». «В колхозе «Кызыл Чулпан» приступили к строительству нового колхозного клуба и помещения для правления колхоза. К 1 августа с.г. колхоз предполагает строительство закончить».

Я хорошо помню это здание. Это было не очень  широкое, но довольно длинное, деревянное помещение под железной крышей в середине села. Небольшая его часть с северной стороны была отгорожена доской, где помещалось правление колхоза. Мне хорошо запомнился один агитплакат на стене клуба по поводу вторжения в 1938 году японских милитаристов на советскую территорию в районе озера Хасан. Там был изображен желтым цветом японский солдат, насквозь проткнутый штыком красноармейца:

Янгыраны – горлэне

Хэсэн куле буйзары,

Аяк астында тапалды

Япон самурайзары.

Вторым зданием клуба стал дом кузнеца Попова, перевезенный им из села Гавриловка. Это было Г-образное помещение из трех комнат. Две комнаты, спилив отделявшую стену, использовали как клуб, а в третьей, смежной, сначала было правление колхоза. Когда колхозы объединили, ее отдали под библиотеку.

Потом это здание в начале 60-х годов перевезли в село Кабан и поставили как одно из зданий местной школы, где занимались начальные классы.

Нынешнее здание клуба размером 20х12 метров было построено в 1963-1964 годах в бытность председательствования в колхозе имени Жданова  В.С.Караваева. Крыша шиферная, имеется неотапливаемое фойе, по концам которого размещены гримировочная комната и библиотека. Зрительный зал рассчитан на сто посадочных мест с полумягкими креслами.

Из заведующих клубом отметим Гильманова Закира, работавшего до войны, Кузебаеву Гулию, окончившую культпросветучилище, и Ягафарову Гульзиган, занимавшую эту должность свыше двадцати лет. Ныне заведует ее дочь Тимербаева Резеда.

Сцены наших клубов никогда не пустовали. Здесь выступали профессиональные артисты и участники художественной самодеятельности; театральные труппы и концертные бригады из городов Оренбург, Уфа, Стерлитамак, Салават, села Исянгулово Зианчуринского района, самодеятельные артисты соседних сел.

Еще до войны, да и после, Оренбургский татарский драматический театр, так много сделавший для роста и развития культуры  в татарских и башкирских деревнях Оренбуржья, выступал перед биктимеровцами со спектаклями по пьесам Галиаскара Камала «Беренсе театр» («Первый театр»), Карима Тинчурина  «Зэнгэр шэл» («Голубой платок»), Мирхайдара Файзи «Галиябаныу», Хабибуллы Ибрагимова «Башмагым».

Его труппа состояла из таких талантливых артистов, как Вали Фатихов, Оркоя Кушловская, Ишмурза Ишаев и многих других. 

В селах их любили и встречали, как желанных гостей. Угощали, как только могли, зарезав, может быть, последнюю курицу.

Приезд артистов превращался в настоящий праздник. Люди шли в клуб целыми семьями, прихватив с собой табуретки на случай нехватки места.

Когда за спектакль или концерт полностью оплачивал колхоз, тогда представление обычно показывали вне клуба. Помню, такой «бесплатный» спектакль  «Езнэкэй» («Зятёк») смотрели мы после войны в колхозном крытом току, который был забит до отказа. А вот концерт салаватских артистов, тоже бесплатный, смотрели совсем недавно, в 1996 году, при большом стечении народа в школьном саду.

Заразившись увиденным, местные артисты тоже ставили понравившиеся пьесы своими силами. Так, еще до войны, молодежь ставила спектакль «Галиябаныу». В роли Галиябаныу выступила  Закия Сулюкманова, а роль Халиля исполнил скрипач Мустафа Сафин. Признанной певицей в то время была моя двоюродная сестра  Фатхия Гильманова (урожденная Вахитова — автор), которая талантливо исполняла башкирские протяжные песни. Ее с таким же самородком из народа Абубакиром Султангузиным из села Кабан приглашали выступать по радио в район.                    

Уже в наши дни местные артисты осуществили постановку трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Видимо, они играли так убедительно, что имена некоторых персонажей закрепились за играющими как прозвища.

Особенно оживилась художественная самодеятельность в восьмидесятые года прошлого столетия, когда старостами села были Гарифьян Вахитов и Камиль Гильманов. Мы с концертами побывали буквально во всех татарских и башкирских селах Саракташского района. За вырученные от концерта деньги сшили из гардинного материала занавес, боковики и задник для сцены.

Вот имена активных участников того времени: Гайсин Шакир, Файна и Камиль Гильмановы, Гулия и Фиргат Кузебаевы, Хасанова Фатима, Азнабаева Альбина, Арсланбаева Гульнур, Наиля и Исхак Магдеевы. Гвоздем нашей программы были выступления скрипача, участника войны, Шакира Гайсина, мелодично, проникновенно исполняющей песни Файны Гильмановой.

Эстафету подхватил уже в середине девяностых годов коллектив впервые открывшейся у нас основной общеобразовательной школы. Под руководством и при участии ее директора Эдуарда Габзалилова были поставлены несколько концертов и спектаклей, тепло принятых односельчанами.

Об одном из концертов, посвященном дню 8 марта 1999 года, я написал в газету «Пульс дня». Привожу эту заметку в сокращении: «…На сей раз было задумано устроить конкурс «А ну-ка, девушки!» между командами учителей «Веснянка», коллектива молочно-товарной фермы «Пламя» и работников культуры, медиков «Рябинушка».

То, что готовилось что-то стоящее и интригующее, чувствовалось заранее. Команды репетировали до поздней ночи, и все держалось в строжайшем секрете. Я уже не пишу,  что зал был переполнен, а яростные болельщики принесли транспаранты «Молодцы!», «Так держать!» и т.д.

Команды соревновались по девяти номинациям. Все они были выполнены на юмористической волне и в неожиданной импровизации. До слез смеялись зрители при демонстрации «современных» мод: платья из мочалки, костюмов из туалетной бумаги, резиновых перчаток вместо модных туфель. Все это сопровождалось остроумными комментариями.

Полной неожиданностью для зрителей стало появление самого кутюрье «Валентина Юдашкина» с его неизменной длинной кудрявой шевелюрой. Такой же успех пришелся на «Танец лебедей» про набившую оскомину рекламу некоторых предметов женского туалета.

Блюда с романтическими названиями «Огни Парижа», «Гнездо глухаря», «Извержение вулкана» ярко говорят о богатых фантазиях наших кулинаров. Зажигательные танцы под фонограмму, замысловатые прически продолжили вечер. Словом, всего не перечесть.

Жюри выделило лучшего из лучших из каждой команды. Это учительница Юлия Сафина за пластический танец, воспитательница детского сада Файна Аминова за драматическое мастерство, домохозяйка Рамзия Низамутдинова за душевно исполненные песни.

Вот имена других участников, подаривших нам такой замечательный вечер: заведующая библиотекой Зульфия Аргенбаева, доярка Альфия Бикташева, домохозяйки Надия Габзалилова, Гульнур  Ибрагимова, доярка Ляйсана Идиатуллина, оператор газовой котельной  Фаниса Идиатуллина, техничка школы Аниса Кучербаева, доярка Райхана Избасарова, учительницы Зифа, Зульфия, фельдшер Эльмира Ишкуватовы, а так же капитаны команд, учетчик МТФ Минсрур Аминева, заведующая ФАП Аурика и учительница Светлана Ишкуватовы. Вечер живо и умело вела учительница Нурсия Хасанова, а у пульта музыкальной аппаратуры в течение двух часов неустанно работал Шамиль Ишкуватов».

 Впервые библиотека в селе Биктимерово открывается в 1953 году, заведующей которой становится Вахитова Нурия. Она работала в течение двух лет. Библиотека находилась в боковой комнате сельского клуба и была на государственном содержании.              

В ней до 1966 года, сменяя друг друга в течение одного года и трех лет, библиотекарями работали Гильманов Шакир, Искандаров Роллан, Мусина Флера, Азнабаева Сажида, Сафина Нурида. В течение десяти лет с 1966 года по 1976 год библиотекой заведовала Бикбулатова Гульмира, которая ежедневно ходила из села Кабан.

В 1976 году библиотеку в селе Биктимерово как таковую ликвидировали, книжный фонд перевезли во вновь открывшуюся библиотеку в селе Кабан. С тех пор до 1990 года у нас действовала передвижная библиотека, финансируемая колхозом. Основной книжный фонд ее составили книги, переданные от расформированной Рождественской  библиотеки. Передвижной она называлась потому, что постоянно обновлялась привозимыми из Кабанской библиотеки и увозимыми туда же после использования в количестве 40-60 названий книгами через каждый месяц.

По одному году в «передвижке» работали Хади Даминов, Флера и Венера Худайгуловы, а с 1977 года по 1984 год совмещала работу заведующая клубом Ягафарова Гульзиган. Затем до 1988 года, совмещая должность художественного руководителя, затем заведующего клубом, библиотекарем работала Кузебаева Гулия. При ней в 1990 году наша библиотека стала, если так можно выразиться, опять настоящей, государственной, и является филиалом Центральной библиотечной системы Саракташского района  в числе 36 себе подобных.

Наша библиотека никогда не имела своего отдельного помещения и сейчас расположена в одной комнате клуба. На начало 2004 года ее книжный фонд составлял 3107 экземпляров книг, 160 читателей. С января 1992 года по сей день библиотекарем работает Аргенбаева Зульфия со специальным образованием.

Скажем два слова и об избах–читальнях, состоящих на балансе сельских советов. Изба-читальня функционировала еще до войны. Заведовал тогда ею Гильманов Закир. Изба-читальня опять возобновила работу после войны, в 50-х годах. Люди приходили, в основном, читать журналы и газеты, так как  в семьях они были редкостью.

Праздники являются составной частью культуры села. Среди них один из самых любимых – Сабантуй (Праздник борозды) — проводится по завершении посевной. Он не отмечен в календаре, каждое хозяйство, село проводит его в разное время и по-разному.

Во время наших отцов и дедов этот праздник назывался «бэйге» и носил, как и сегодня, состязательный характер.

Но тогда гвоздем программы были конные скачки и башкирская национальная борьба «корэш». К этим состязаниям коней готовили тщательно и заранее. За неделю – десять дней давали лошадям малообъемную, но высококалорийную пищу — куриные яйца. На одном из таких скачек в селе Кабан наша лошадь заняла второе место, отстав от победителя только на одну голову. Отец в этом винил не коня, а всадника- мальчика, который, мол, прозевал момент пустить коня во весь опор.

Старожилы до сих пор помнят некоторые сабантуи, проходившие даже шестьдесят с лишним лет назад. Один из них состоялся на «Каменном мосту», где  сходятся дороги из трех деревень:  Кабан, Биктимерово, Ильинка. Люди съезжались сюда из колхозов «Алга», «Кызыл Чулпан», «Совет» на подводах, украшенных транспарантами и красными флагами.

Другой сабантуй, собравший биктимеровцев на  живописном берегу Сакмары в 1939 году, был буквально разогнан сильнейшим ливнем. Кипящие котлы, дымящие самовары, подводы, утварь — все осталось на месте. Люди побежали в деревню. Сестра Мафруза посадила меня на плечи и тоже побежала в деревню. В сенях везде протекало. Гнездо гусыни оказалось в воде, и вылупившиеся только вчера птенцы промокли до полусмерти.

Вот как пишет мой односельчанин, родившийся в 1923 году, Хасан Габзалилов: «Только один раз я видел сабантуй в селе Никитино, где я учился в 1939 году. В лесу на берегу Сакмары было красочно: взрослые пили, ели, пели песни и плясали, но внезапно все испортила гроза с сильным ливнем. Добрались до дома все мокрые насквозь».

После долгого перерыва в селе Биктимерово сабантуи проводились пять лет подряд. В 1985-1989 годах их организовали старосты села Гарифьян Вахитов и Камиль Гильманов. Накануне сабантуя учащиеся начальной школы в наряженной повозке  по дворам собирали подарки на призы: платки, носки, деньги. Помогали, кто сколько мог, никто не отказывал. Молодежь обдумывала заранее  место для сабантуя.

Чтобы вживую почувствовать атмосферу сабантуя, привожу в сокращении свою статью «Праздник по — над Сакмарой», опубликованную 7 июня 1986 года в газете «Путь Ленина» Саракташского района: «Первый день лета. Одиннадцать часов утра. Изумрудная зеленая лужайка на пологом берегу Сакмары, украшенная красными флагами и плакатами, узорчатой тенью кудрявых тополей. Над поляной звучит музыка.

Сюда, на сабантуй, организованный сельским комитетом Биктимерово и советом клуба, идут приятно одетые, веселые люди. Идут и едут на лошадях и на  автомобилях.

Открывая сабантуй, председатель сельского комитета Г. Вахитов представляет слово начальнику третьего производственного участка колхоза имени Жданова Г. Ишкуватову, который поздравляет с праздником односельчан и многочисленных гостей. Сообщив об успешном завершении весенне — полевых работ, он назвал имена передовиков полей и ферм: механизаторов Миннахмата Губайдуллина, Ахсана Габзалилова, Рамазана и Мунира Азнабаевых, животноводов Киньягали Арсланбаева, Рафката Гарифьянова, Исхака, Наили, Венеры Магдеевых, Гульсиры Хасановой, Дамиры Губайдуллиной, Мидхата Идиатуллина и других.

Затем начались спортивные соревнования и народные  игры, конкурсы певцов, танцоров и музыкантов.

На волейбольной площадке победу одержала команда села Кабан, которую возглавил автомеханик колхоза Равиль Сагитов. Кабанцы первенствовали также в беге на 100 метров среди женщин. Здесь призерами стали Римма Магдеева и секретарь комсомольской организации колхоза  Р. Едиханова.

Крепким орешком стал тринадцатиметровый вертикальный столб. Многие были вынуждены сойти, не достигнув вершины. А вот шофер Наиль Султангузин, проявив завидную силу и ловкость, покорил эту высоту и снял оттуда голосистого петуха.

В силовых видах спортивной программы не было равных биктимеровцам. Они победили в командном соревновании по перетягиванию каната. В личном первенстве по этому виду отличились братья Азат, Шамиль и Исмагил Вахитовы, которые заняли призовые места. В поднимании гири победили  Зуфар Гумеров, Камиль Вахитов, Гайфулла Арсланбаев. В беге на стометровку среди мужчин тоже выиграли биктимеровцы Гани Габзалилов и Вадим Бикташев.

Громом аплодисментов, веселым смехом  сопровождались народные игры: бег в мешках, нахождение в котле с кислым молоком  и доставание оттуда ртом монеты, бой «петухов», хождение по наклонному столбу и другие.

С высокой эстрады неслись башкирские и татарские песни. Зрителям очень понравились выступления учительницы Кабанской восьмилетней школы Миннур Газимовой, супругов Файмы и Камиля Гильмановых, Мнавары и Шакира Гайсиных, танец в исполнении Л.Султангузиной.

Многие встретили на празднике своих друзей, односельчан. Трогательно было смотреть, как неторопливо беседуют за чашкой чая ветераны войны и труда Хазмухамат Ишкуватов, Мингаз Арсланбаев, Гайнетдин Назаров, Насрый Маннанов, Шигап Габзалилов и Хади Даминев. На их лицах нетрудно было прочесть и радость сегодняшнего дня, и заботу, тревогу о будущем.

Вот уже второй год сабантуй проводится в Биктимерове. По желанию населения решено этот истинно народный безалкогольный   праздник сделать традиционным, организовывать ежегодно».

Религия, являясь одной из форм идеологии, играет определенную роль в жизни общества. Отношение к ней в нашей стране, как известно, резко изменилось с победой Октябрьской революции. Начались  гонения на религию, духовенство, низвержение минаретов, крушение церквей, превращение их в хранилища зерна, удобрений, а то и в конюшни.

В связи с этим очень показательна заметка «Церковь – под зернохранилище», опубликованная в газете «Путь Ленина» Гавриловского района         22 сентября 1937 года, где говорится: «Граждане села Студенцы отдали церковь колхозу имени Крупской под зернохранилище. Сейчас колхоз собирает зерно с токов в церковь. В церковь вмещается около 4000 ц зерна».

В этом отношении нашей мечети, можно сказать, в некотором роде даже повезло. С того дня, как опрокинули ее минарет с полумесяцем, до 1974 года там всегда находилась начальная школа. А мечеть в селе Биктимерово была всегда. В документах Оренбургского архива значится наличие в 1866 году у нас деревянной мечети.

Ниже приводим имена мулл и азанчи, которые несли религиозную службу в мечети нашей деревни. Эти данные, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Башкортостан, приводим с указанием годов проведения ревизских сказок (переписей населения).

1816 год. Кутлубай Бикембетов, 45 лет, Указной мулла. Абубакир Биктимиров, 27 лет, азанчи. 

1834 год. Сайфутдин Расулев, 37 лет, Указной       мулла. Абубакир Азнабаев, 43 года, Указной азанчи.

1850 год. Сайфутдин Расулев, 53 года, Указной мулла. Абдулкарим Кутлубаев, 35 лет, Указной мулла. Абубакир Азнабаев, 59 лет, Указной азанчи. Гумар Абубакиров, 35 лет, Указной азанчи.

1859 год. Сайфутдин Расулев, 62 года, Указной мулла.

1910-1930 годы. Ишкуватов Шавали, Указной мулла. Шамсутдинов Садри, Указной мулла.

С 2002 года Ишкуватов Галимьян, мулла. 

Шавали мулла Ишкуватов был коренной биктимеровский человек, а Садри мулла — пришедший из Башкортостана. Об этом я узнал от своего отца. Однажды мы шли по дороге из Гавриловки, идущей низом вдоль горы. Вдруг отец остановился, подошел к  крутой скале и начал что-то на ней царапать. Когда я спросил, что он делает, отец рассказал мне следующее: когда Садри мулла впервые шел из Башкортостана в деревню Биктимерово, написал камнем на скале свою фамилию. Со временем она стала блекнуть, и вот он обновил надпись.

Мечеть, в отличие от медресе, как известно, не учебное заведение, а религиозное, молельное. Тем не менее муллы не ограничивались заучиванием наизусть Корана, а также учили мальчиков читать и писать по-арабски. А с  девочками дома занимались абыстаи. Это, в основном,  были жены мулл. Поэтому я не удивился, когда обнаружил, что в хозяйственной книге  сельского совета за 1961 год свыше десяти человек ставили подписи по-арабски. Это – Мангушева Хусниямал, Барлыбаева Марфуга, Наурузбаев Капыш, Сафина Гайша, Уразбаева Латифа, Даминова Марзия, Якупова Рахиля, Кутлугаллямова Гильмикамал, Магдеева Назира, Кутлучурина Магрифа. Немало писем курсировало во время Великой Отечественной войны между фронтом и тылом, написанные арабскими буквами.

С ликвидацией мечети власти не смогли вытравить у людей веру в бога. На примере своих родителей могу сказать, что они ежегодно держали уразу, отправляли ежедневно пять раз намаз. Помню, мы иногда резали овцу на Курбан-байрам и мясо раздавали как подаяние.

Нам, особенно мальчикам, крепко запомнился мусульманский обряд – обрезание. Этим занимались специальные люди, которых называли Баба. Они ходили из деревни в деревню и, что очень удивительно, чтобы мальчик не боялся и не плакал, все они говорили одни и те же слова: «Если не будешь плакать, я тебе дам  зайца, запряженного в голубые сани». Видимо, такое утешение возымело свое действие.

Тех, кто не был обрезанным, дразнили: «Урыс! Урыс!», и девушки неохотно шли  за них замуж.

Но в годы сталинских репрессий тех, кто совершал суннет, стали преследовать. Вот маленькая заметка «Из зала суда», опубликованная в газете «Путь Ленина» 28 мая 1937 года: «Осудили Дамалина Абдуллу за обрезание мальчиков от 1 года до 9 лет в Карагузино на 3 года лишения свободы и три года поражения в гражданских правах. Обрезание произвел 18-ти мальчикам».

Немного отступая, скажем, что уже после войны, каких-нибудь десять лет спустя, парней оценивали  уже по другому признаку – служил ли он в армии или нет. Если не служил, то тоже доставалось от девушек. Ему быстро прилепляли позорное прозвище «Негодник».

Народ в те годы был, конечно, не очень просвещенный, потому и суеверный. В нашей деревне были две-три старушки, которые гадали на бобах, камушках, картах. Среди них самой видной, пожалуй, была Гайша эби Гильманова. В ходу были такого рода присказки: «Как будто однажды, когда мулла пришел в гости, на подоле его халата заснула кошка. И мулла, чтобы не разбудить кошку, отрезал подол и в таком виде пошел домой». Не знаю, чего здесь больше: стремление поднять авторитет муллы или воспитывать любовь к животным.

Много ходило цыган, которые одурачивали людей. Находились те, которые им верили и делали все, что они требовали. Однажды зашла к одной женщине цыганка и обещала изгнать все ее болезни, если она положит в большую чашку полностью муки, туда же двадцать яиц и все это накроет кашемировым платком. Когда она все это выполнила, гадалка поводила – покрутила этой чашкой над головой женщины и все это добро взяла себе, как бы унеся из дома болезни. Сейчас людей так просто не обманешь, да и цыгане стали другие. Они теперь больше торгуют, чем гадают, и ездят не в кибитках, а на «Жигулях» и «Волгах».

Не могу не рассказать о таком весьма широко распространенном в прошлом обряде, как скликание дождя. В засушливые годы, когда долго не было дождя, дети, молодежь обливали друг друга водой. Если это случалось в поле, то люди не ограничивались обливанием: кого поймают, того, в чем есть бросали в озеро. Почему-то чаще всех кидали в Улек кул Айсулову Хабиру-апай. Но солнце, вопреки всему, продолжало нещадно палить, и в небе не появлялось хотя бы маленького облачка.

В начале 90-х годов прошлого столетия, в условиях гласности и демократизации общества, началась переоценка материальных и духовных ценностей. Народ в одночасье лишился заводов, фабрик, шахт, недр, похоже, останется и без земли. Это с одной стороны, с другой – люди ударились в религию. Бывшие атеисты – секретари парткомов, директора школ, учителя, просто коммунисты — становятся муллами, попами, посещают церкви, мечети.

В соседних селах – в Кабане, Карагуже, Кульчуме — построили мечети, начали вести службу муллы. В этой обстановке мы, биктимеровцы, оказались и без мечети, и без служителя культа. Религиозные праздники проводим в последние десять лет в гостеприимно распахивающем свои двери детском саду и приглашаем муллу со стороны, так как среди мужской части населения  не оказалось никого, кто бы мог прочитать аят. В этом отношении в лучшем свете выглядят женщины, среди которых, по меньшей мере, 4-5 умеют читать наизусть Коран. Это – Ишкуватова Хусниямал, Кутлучурина Файруза, Гумерова Миниса, Магдеева Наиля, Ишкуватова Фирдавес, Губайдуллина Фания.

В декабре 2000 года на празднике Ураза-байрам, идя навстречу пожеланиям населения, по инициативе старосты села Габзалилова Эдуарда, было решено создать в селе религиозную мусульманскую общину и построить мечеть. Председателем совета общины был избран директор школы Эдуард Габзалилов, его заместителем – Гарифьян Вахитов, казначеем – Фарида Гарифьянова.

Первым делом председатель оформил общину юридически и документацию на строительство мечети.

21 июля 2001 года состоялась торжественная закладка фундамента новой мечети. Фаниль мулла Яппаров чтением Корана благословил строительство этого духовного заведения. Со словами приветствия к собравшимся обратились староста села Эдуард Габзалилов, глава Николаевской сельской администрации Станислав Дудко, председатель колхоза Валит Султангузин, заместитель главы администрации района Николай Таракин.

На заливке фундамента участвовали свыше пятидесяти человек, для которых колхоз и домохозяйки приготовили горячий обед.

Зимой 2002 года к строительству мечети присоединились отец и сын пенсионер Галимьян и прораб Вахит Ишкуватовы. Был организован  сбор пожертвований с населения села. Помогли почти все, кто сколько мог. Было собрано 20 тысяч рублей, на что купили 200 штук шпал на возведение стен. Колхоз выделил строительную бригаду из шести человек: Арсланбаев Айдар (бригадир), Арсланбаев Айрат, Гайсин Риф, Губайдуллин Ильгам, Ишкуватов Шамиль, Яхин Ильфат. Они покрыли крышу профнастилом, минарет возвели Гайсин Риф и Ишкуватов Шамиль. А полумесяц на его макушке – дело рук Искандарова Вакиля.

21 июня этого же года произвели обмазку, а 24 июня — затирку стен, где приняли участие в общей сложности около ста человек.

В строительство мечети неоценимую финансовую помощь оказали и оказывают наши односельчане – земляки, живущие в настоящее время в стороне. В этой связи в первую очередь надо назвать Марса Гильмутдиновича  Искандарова, который выделил 20 тысяч рублей на приобретение кровельного материала и труб для проведения газа. Очень трогательно было получить денежную поддержку от Ляли и Лидии Сулюкмановых из Севастополя, Хасана Габзалилова из Смоленска, Ниля Бахтиярова, Саймы Сафиной и Куантая Наурузбаева из Уфы, Зинната Иманкулова из Оренбурга, Гарифуллы Мурзакаева из Каргалы. Свой значительный вклад внесли также  предприниматели Алик Алтынчурин, Равиль Сагитов, Шамиль Вахитов, Рафаэль Гильманов, Джалил Сулейманов, а также депутат райсовета от нашего избирательного округа, председатель колхоза им. Куйбышева Петр Барыба. Не остались в стороне и наши единоверцы из сел Кабан, Абляз, Александровка, которые оказали нам посильную помощь.

В сборе пожертвований, организации спонсорской помощи большую активность проявили Эдуард Габзалилов, Гарифьян Вахитов, Фирдавес и Галимьян Ишкуватовы, Наиля Магдеева.

Ураза-байрам 2002 года мы, мусульмане нашего села, провели в приподнятом настроении. В центре села возвышается почти достроенное здание мечети, а аяты из Корана читал и произнес вагаз, как говорится, свой мулла Галимьян Ишкуватов, прошедший ускоренную подготовку при Оренбургской соборной мечети.

Благодаря общим усилиям к концу декабря 2003 года мечеть была готова, и мы встретили Ураза-байрам в новой мечети. А торжественное открытие ее наметили провести 17 июля 2004 года всем селом с приглашением многочисленных гостей.

Говоря о религии и нашей духовности, я не могу обойти молчанием историко-архитектурный ансамбль Караван–Сарай в городе Оренбурге. Он дорог нам не только потому, что в Караван–Сарае в ноябре 1917 года была провозглашена Башкирская Республика, но и потому, что он был построен на средства и силами башкирского народа.

А предыстория такова.

Назначенный в 1833 году генерал-губернатором тридцатишестилетний генерал-майор Василий Алексеевич Перовский энергично взялся за хозяйственное устройство края. После настойчивых стремлений и действий Перовского, направленных на осуществление чаяний башкирского народа, 19 января 1837 года было получено «Высочайшее повеление на возведение этих зданий по утвержденному плану и фасаду».

Очень умный и предусмотрительный Василий Алексеевич заранее начал изыскивать средства для строительства Караван-Сарая. Вот подлинный документ, который подписал Перовский 20 апреля 1836 года: «Г.Г. начальникам Башкирских и мещеряцких кантонов. Приезжающие в Оренбург по своим надобностям  и по службе башкиры и мещеряки не имеют никакого пристанища в городе, принуждены бывают останавливаться порознь в разных частях города и слободах, по дворам знакомых или даже нередко платить за проживу в постоялых дворах.

В отвращение этого неудобства намерен я приступить, как откроется к этому возможность и отысканы будут средства, к построению общественного башкирского постоялого двора, или Караван–Сарая… Считаю я необходимым воздвигнуть тут же войсковую соборную каменную мечеть, дабы дать приезжим сюда мусульманам все средства к точному соблюдению и исполнению обрядов их исповедания. Извещая об этом по войску, я приглашаю зажиточных башкир и мещеряков вспомоществовать мне в построении мечети добровольными пожертвованиями. Мулла Абдулла Давлетшин, снабженный от меня особыми видами и сборною шнуровой книгой, имеет поручение объехать все башкирские и мещеряцкие кантоны и собирать добровольные взносы единоверцев своих, зачитывая каждое приношение в книгу за рукоприкладством подателя».

К осени 1838 года Абдулла Давлетшин объехал все кантоны. Вне поля его деятельности остались только три деревни одиннадцатого башкирского кантона, так как слишком были удалены (в Вятской губернии), и поездка туда не окупилась бы.

Раз это так, то жители башкирской деревни Биктимерово, входящей в то время в состав IX кантона, внесли свою долю в собранную Абдуллой Давлетшиным 15895 рублей 95 копеек в пересчете на ассигнации.

Если к этому присовокупить сотни башкир со своим гужевым тяглом, участвовавших на строительных работах, то любому непредвзятому человеку ясно, что Караван–Сарай построен башкирским народом и является его собственностью.

Постройка Караван-Сарая началась в 1838 году и была окончена в 1842 году.

В судьбе Караван–Сарая есть немало мрачных страниц.

Дело в том, что Караван–Сарай за свою историю дважды отнимался у своего законного владельца – башкирского народа и за более чем 150 лет существования только 40 лет использовался по своему первоначальному назначению.

В 1865 году с разделением Оренбургской губернии на две – Оренбургскую и Уфимскую и с упразднением управления башкирами здание Караван–Сарая обращено под помещение начальника Оренбургской губернии. И лишь с установлением Советской власти правительство В.И.Ленина в 1918 году потребовало Оренбургский Караван–Сарай передать в собственность башкирского народа.

В двадцатые и тридцатые годы здесь работает башкирский педагогический техникум, подготовивший большой отряд учительских кадров. Здесь получили образование и будущие учителя Биктимеровской начальной школы Масрура и Ахматфаиз Султангузины, Едиханов Мухаматша, Ишкуватова Закия, а также Гатия Султангузина, Насыри Маннанов из села Кабан и другие наши земляки.

В 1936 году в связи с отдаленностью Караван–Сарая от культурных центров Башкортостана, педтехникум был переведен в село Темясово Баймакского района, а здание Караван–Сарая использовалось под различные учреждения. Арендаторы здания менялись, а надлежащего ухода и ремонта за ним не было. Постепенно оно потеряло былой облик и былую красоту.

С 1960 года в Караван–Сарае размещалось Оренбургское геологическое управление, а в мечети-планетарий, затем — видеосалон.

Состоявшийся в июне 1989 года в условиях начавшейся демократизации общества и гласности учредительный съезд представителей башкир Оренбуржья, участником которого был и я, создал Башкирское культурно-просветительское общество, которому дали название «Караван–Сарай». Наряду с сохранением и развитием башкирского этноса, языка, культуры общество, как одну из главных задач, определило добиться возвращения Караван–Сарайского комплекса башкирскому народу.

Этот вопрос поднимался на Первом Всемирном Курултае башкир (г.Уфа, 1995г.), Первом (1996г.) и Втором (2002г.) Курултаях башкир Оренбуржья, на которых, как делегат, участвовал автор этих  строк.

Как член совета общества «Караван–Сарай», член исполкома Первого Курултая башкир Оренбуржья, я собрал 117 подписей биктимеровцев с требованием возврата Караван–Сарая башкирам и участвовал 19 апреля 1992 года в митинге у Караван–Сарая по этому вопросу с плакатом на башкирском языке: «с. Биктимерово: «Верните Караван – Сарай! 117 подписей».

Предпринятые усилия, к нашему общему удовлетворению, не пропали даром. В октябре 1992 года возвращена часть архитектурного комплекса – Караван–Сарайская мечеть. И вот тогда имам–мухтасиб Оренбургской области  Абдулбари хазрат Хайрулла, имам мечети Караван –Сарай Мансур хазрат Хайбулла, председатель общества «Караван – Сарай» Салават Акдавлетов обратились ко всем, кому дороги память наших предков, в ком живы мусульманские чувства за помощью в восстановлении мечети Караван–Сарай.

В связи с этим я выступил в районной газете «Путь Ленина» со статьей «Мечети – руку помощи». Биктимеровцы откликнулись на этот призыв. Вот их имена: Берекетов Тулеген, Вахитов Гарифьян, Гильманов Камиль, Аргенбаев Заки, Азнабаев Ягафар, Идиатуллин Сабирьян, Ишкуватов Рафкат, Низамутдинов Юсуп, Ишкуватов Гумар, Ишкуватов Шакур, Баймурзин Сагит, Идиатуллин Мидхат, Магдеев Рифат, Магдеев Рафкат, Гарифьянов Рафкат, Кулуев Радик, Габзалилов Шигап, Кучербаев Фазлетдин, Арсланбаев Киньягали, Идиатуллин Закирьян, Худайгулова Фатима, Кузебаев Мидхат, Низамутдинов Загит, Хасанов Ахматгарай, Губайдуллин Миннахмат, Маннанов Насыри, Рафикова Гульдар, Насибуллин Талип, Арсланбаева Марфуга, Аминев Зайнетдин, Габзалилов Ахмади, Габзалилов Ахсан, Аргенбаев Самигулла, Низамутдинов Имаметдин, Кульмурзин Ишмухамат, Габзалилов Камиль, Азнабаев Рамазан, Мурзакаева Бану, Гайсин Шакир, Белоусова Руфия, Гумарова Рауза, Галяветдинова Гульниса, Хайбуллина Фариза, Гумеров Хуснетдин, Минибаева Гульсум, Губайдуллина Хатима. Эти деньги я собрал и сдал 20 марта 1993 года имам хазрату Караван–Сарайской мечети Мурсалимову Салихьяну, который выписал квитанцию к приходному кассовому ордеру №34 на сумму 12280 рублей.

Нельзя было без боли в сердце смотреть на то, во что превратился этот шедевр зодчества, чудесное творение рук человеческих. Если быть точным и сказать коротко, то мечеть эта была превращена в Авгиевы конюшни. Все искорежено, испоганено. Чьи-то безжалостные руки по чьему-то указанию попытались соскоблить, похоронить под слоем цемента рельефную арабскую вязь текстов молитв, выведенных изнутри на поверхности купола. Бесследно исчезла огромная многопудовая люстра, венчающая величественный купол мечети.

В декабре 2001 года в канун Ураза–байрам мне довелось побывать в Караван–Сарайской мечети. Она предстала моему взору во всем блеске. К зданию подведены газ, вода, свет, имеется телефон. На столах газеты, журналы, религиозная литература. Будто мириадами звезд мерцает величественный купол, освещенный огромной люстрой, подаренной президентом Республики Башкортостан стоимостью 60 тысяч рублей, на полу мягкие разноцветные ковры. Имам-хазрат Уметбай Гумеров приветливо встречает прихожан, которых особенно много было в этот святой день. Радовало то, что среди посетителей было немало молодежи, студентов, учащихся школ.

Почта последних дней принесла еще одну радостную и другую не очень вести. Радостная потому, что в этот дни начались ремонтные и реставрационные работы мечети снаружи. Купол мечети будет покрыт нержавеющей жестью, на что из государственного фонда поступило 1 млн. 200 тыс. рублей. Эту работу будет выполнять бригада из восьми человек под руководством Камиля Ибрагимовича Сайфуллина из Таджикистана. Кстати, именно он с сыном Исламом отреставрировали купол и изнутри, восстановили тексты из Корана на арабском языке. В дальнейшем планируется облицевать столб минарета белыми плитами и покрыть позолотой полумесяц, венчающий минарет, на что потребуется не менее еще 2 млн. рублей. Опять надежда на помощь центрального правительства.

Не очень потому, что в Караван–Сарае в настоящее время начал вить себе гнездо ООО «Оренбургская нефтяная компания», пришедшая на смену управлению «Оренбурггеология».

Если новые поселенцы будут опять 40 с лишним лет здесь править бал, то у башкирского народа иссякнет всякая надежда вернуть себе свое же достояние – многострадальный Караван–Сарай, что вряд ли будет способствовать укреплению взаимопонимания и дружбы между народами.