Рожденный в пятницу

Фамилия – это наследственное родовое имя,
указывающее на принадлежность человека к одному роду,
ведущему начало от общего предка.

А Т Н А Г У Л О В

Ономастическое исследование фамилии

Атнагуловым досталась в наследство от предков простая, красивая фамилия. Её значение прозрачно: в роду Атнагуловых был Атнагул. Родоначальник носил благозвучное, позитивное по смыслу имя.

Фамилия Атнагулов образована от мужского тюркского имени Атнагул, которое в переводе на русский язык означает «рождённый в пятницу».

Как известно, пятница — праздник для мусульманина. Пятница — лучший, священный день недели. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага и всё доброе. Вероятно, родители, нарекая ребёнка таким именем, желали своему сыну стать достойным мусульманином, и это неудивительно для общества, в котором огромное значение придаётся религии. Если ребёнок родился в пятницу – это добрый знак.

Имя Атнагул  знакомо многим мусульманским народам России. И всё же,  считается редким, ведь далеко не каждому выпадает в жизни такая удача – родиться в священный день. Неудивительно, что и фамилия Атнагуловых стала редкой.

Все ли обладатели этой фамилии принадлежат к одному родословному древу? Учёные, изучающие происхождение тюркских фамилий, отвечают на этот вопрос отрицательно: нет, фамилия не является доказательством родства. Есть разные династии Атнагуловых. Они не связаны между собой родством. У каждой династии своё родовое гнездо, свой родоначальник, своя история.

Усилиями потомков восстановлена история фамилии Атнагуловых из деревни Саиновка (согласно Метрическим Книгам мечети деревни — Хусаинова или Хусеинова) Тоцкого района Оренбургской области Российской Федерации, в прошлом – Логачевского сельского общества Бузулукского округа Оренбургской губернии Российской Империи.

В деревне Саиновке, Атнагуловы проживали с момента ее основания. Из истории заселения Оренбургского края, нам известно, что в 1788 году выходцы из деревни Чечекле Спасской округи Казанского наместничества во главе с ясачным татарином Саином Ишметевым (1732г. — после 1795г.), обосновались в вершинах реки Бузулук, там, где в настоящее время расположено село Саиновка Тоцкого района Оренбургской области. В 1795 году к ним подселились 11 ясачных татар из нынешнего села Тимяшево Лениногорского района Республики Татарстан и трое тептярей из современного села Суерметово Ермекеевского района Республики Башкортостан, вместе с которыми общее население деревни составило 50 человек. На основании Указа Оренбургской казенной палаты от 27 августа 1807 года в Саиновку перешли 30 ясачных татар мужского пола со своими семьями из деревни Шибаш Алькеевской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Татарские Шибаши Алькеевского района Республики Татарстан). Вследствие этого ее население значительно возросло и составило в 1816 году 193 человека обоего пола.

Здесь, следует отметить, что родовым гнездом рода саиновских Атнагуловых, до 1807 года, являлась деревня Шибаш Казанской губернии.

«Чибаш (иначе Шибаши или Шибащи или Рысова Поляна) — деревня Ногайской дороги Казанской губернии Спасского уезда, в 62 верстах от уездного города, при речке Большой Шие. Население татарское (ясачные татары), жителей до 2500; мечеть, красильни. В 3 верстах от деревни — следы старинного городища». По словам исследователя Казанского края Рычкова, еще в 1769 г. здесь видны были три ряда валов с глубокими между ними рвами, окружавшие площадь с трех сторон, а четвертая прилегала к болотистой речке Чибаш. В окружности городище имело 354 сажени. В 1883 году деревня Рысовая Поляна (Шибаши) Успенско-Юхмачинской волости Спасского уезда Казанской губернии Российской Империи.

Согласно «Ревизской Сказке 1816 года марта 7 дня Оренбургской губернии Бузулукского уезда деревни Саиновой», среди её жителей, главой семьи под номером 19, значится 30-летний ясачный татарин Аднагул Денеев — отец четверых сыновей и двух дочерей, в дальнейшем, причисленный к сословию государственных крестьян. Вероятнее всего, он и стал, со временем, главой большого семейства, а его имя было заложено в основу фамилии всех последующих поколений саиновских Атнагуловых.

В ХХ веке карта страны многократно перекраивалась. Менялись границы и географические названия, но по-прежнему Атнагуловы (не все, но многие обладатели этой фамилии), живут на земле своих предков. Известна ещё одна династия с фамилией Атнагуловы из деревни Суккулово Белебеевского уезда Уфимской губернии; в Ермекеевском районе Башкортостана фамилия Атнагуловых считается своей, местной; из Метрических Книг 1913-1915 годов, к первой мечети деревни Большие Варзи Вятской губернии, стало известно, что в данной мечети служил хатыбом Абдукарим Ахмадсафа улы Атнагулов.

Вероятно, есть и другие родовые гнёзда Атнагуловых, но они пока не установлены: ведь не все источники исследованы, не все архивные документы введены в научный оборот.  

Процесс формирования некоторых татарских фамилий был достаточно длительным и сложным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения любой фамилии, можно лишь на основании генеалогических исследований. Тем не менее, фамилия Атнагулов представляет собой замечательный памятник историко-культурного наследия татарского народа, передавая из поколения в поколение, как семейную реликвию, свою простоту и красоту, унаследованную от славных предков.

Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Атнагулов имеет восемь ярко выраженных фоносемантических признаков, а именно: мужественное, храброе, большое, величественное, хорошее, простое, громкое, могучее.

Исследование проведено при поддержке Программы «Российские Династии» ©
Международный институт генеалогических исследований, г. Москва, 2013 год