Ностальгическое путешествие. Заметки о сасовских татарах

Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук

Приглашение участвовать в работе информационно-просветительского форума «Духовное наследие сасовских (цненских) татар» пришло от моего старшего друга Нургаяза Гарипова очень вовремя. Накопилось много материала и старинных фотографий с момента последних публикаций по краеведению этого уголка Рязанской области, прочно связанного с историей моей семьи. Но помимо желания поделится этой информацией, было и сугубо личное ностальгическое чувство – много лет не удавалось посетить Сасово и окрестные татарские деревни. В детстве и позднее здесь прошли яркие месяцы жизни, да и весь опыт деревенской жизни, восприятие татарского сельского уклада у меня отсюда. Было и предвкушение увидеть знакомые улицы и дома, и трепет перед особой аудиторией – почти земляками.

Все сложилось тепло и насыщенно. Всего шесть часов на поезде отделяют Казанский вокзал в Москве и станцию Сасово. Близ этого города и расположена крепкая татарская деревня Бастаново, а в отдалении, у реки Цна — целый куст татарских селений – Большой Студенец, Теньсюпино, Тархань. Мое же летнее детство проходило в русско-татарском селе Алешино (тат. Алешня). В отличие от Бастаново, татар близ Цны уже мало, памятью о здешних деревнях стали, скорее, старинные мусульманские кладбища. На одном из них, в деревне Большой Студенец, похоронено несколько поколений моих предков Сакаевых и Сименеевых, включая прапрапрадеда Османа!

Когда-то это были волости Шацкого и Елатомского уездов Тамбовской губернии, а ныне – отдаленный край Рязанской области. Ощущение остается и сейчас, что здесь не есенинская березовая Рязанщина, а совсем иной мир — лесостепной, настоянный на смешении русской, татарской и мордовской культур. Это видно и в облике людей на сасовских улицах, напоминающих о таинственных мещеряках, еще в начале XX века фиксировавшихся в статистике.

Местных татар Рамзия Мухамедова в своих классических этнографических работах относит к числу татар-мишарей. Мягкая мелодика чокающего говора мишарского диалекта слышна в пригородном Бастаново. Этот говор для меня родной, переданный бабушками и прабабушками. Ареал говора широк. На нём говорили раньше и в старых кадомских деревнях, и сейчас разговаривают в знаменитом селе Азеево Ермишинского района. Говорам мишарского диалекта посвятила свои научные исследования выдающийся казанский филолог Лейла Махмутова (1925-2002), бывавшая в экспедициях в Бастаново и в деревнях на Цне. Свои наблюдения она обобщила в капитальной монографии «Опыт исследования тюркских диалектов (мишарский диалект татарского языка)», изданной в 1978 году. Когда-то в Казани, в читальном зале Национальной библиотеки РТ, мне довелось впервые увидеть эту уникальную книгу, где разные лексические формы сасовских татар заботливо сохранены Лейлой Тагировной. Но счастье и в том, что удалось слышать самому этот язык в деревнях. Стоит сказать, что Лейле Махмутовой принадлежит и лучшая в науке работа, посвященная касимовского говору — её диссертация, защищенная еще в 1952 году. Однако архаичный касимовский говор, с его «сокращением» или «обрыванием» слов – особый, занимает промежуточное положение между мишарским и казанским диалектами.

Но от высоких филологических штудий вернемся к сасовскому вокзалу. Сразу узнал я его отремонтированные фасад и залы. Интересные мысли пришли – ведь с этой станции, возникшей еще в 1893 году, мои деревенские предки открывали для себя большой мир. Уезжали и в начале XX века, и в годы раскулачивания и коллективизации — в благодатную Среднюю Азию. Их новым домом стали Ташкент — «город хлебный», Янгиюль, Бухара, Самарканд, Андижан, но всю жизнь они помнили родные места и эту скромную станцию. Кто-то из родных уезжал отсюда навсегда и в Москву. Приезжали-уезжали; иногда (очень редко), возвращались ненадолго. Символичное место. И сейчас поезда идут мимо Сасово в соседнюю Мордовию, далее – в Ульяновскую область, в Татарстан (Нурлат, Бугульму), Башкирию. Именно на уфимском поезде я достиг Сасово и вернулся потом в Москву. Проходят здесь поезда, идущие и по другому старому маршруту — в Ташкент, но давно не останавливаются в Сасово, а сразу уходят в Мордовию, к станции Зубова Поляна.

Как издавна повелось в России, поезда и вокзалы наводят на раздумья…

Сама конференция-форум была замечательно организована Сасовской национально-культурной автономией татар и прежде всего её руководителем Нургаязом Гариповым. За последние годы, благодаря его энергии и авторитету татарская общественная жизнь в районе возродилась. Проходят не только привычные сабантуи (ведь они тоже нужны), но и по его приглашению в Сасово приезжают именитые гости. К примеру, среди участников нынешнего краеведческого форума был, вероятно, самый известный и маститый современный татарский этнограф, доктор исторических наук Дамир Исхаков. Он выступил с докладом, посвященном церемонии возведения на касимовский престол хана Ураз-Мухаммеда в 1600 году, о представителях знатных родах, державших тогда в Ханской мечети кошму с ханом. Дамир Мавлявеевич не только проанализировал известный источник «Жами ат-Таварих» придворного историка XVII века Кадыр Али-бека (этот труд изучали еще востоковеды XIX века Чокан Валиханов и Илья Березин, а в 1970-е гг. Миркасым Усманов). Важно было услышать его интерпретацию источника применительно к истории татарских феодальных родов, включая Ширинских.  Но еще интересней стало общение с Дамиром Мавлявеевичем за рамками заседания – об истории мишарских деревень Рязанщины, Мордовии, Нижегородчины, об известных татарских ученых прошлого, о былой славе казанской этнографии…

Доктор исторических наук Андрей Беляков, известный своими трудами по истории позднего Касимовского ханства, рассказал о шацких татарах в XV-XVII вв. Читатели газеты «Татарский мир» возможно помнят мой недавний материал, посвященный последней касимовской ханше Фатиме-Султан, происходившей из рода Шакуловых. С её кончиной в 1681 году Касимовское ханство было упразднено. В кулуарах форума уточнил у Андрея Васильевича обстоятельства жизни ханши, и оказалось, что кроме уже известных источниковых и фольклорных материалов, иных данных о её долгой жизни нет. Тем не менее, образ Фатимы-Султан не отпускает меня; возможно, еще вернусь к этой теме.

Историография татар Рязанской области сейчас переживает ренессанс. В Казани историей Касимова занимается Булат Рахимзянов, чьи взгляды на создание и статус Касимовского ханства кардинально не совпадают с позицией Андрея Белякова. По этому сюжету также проходит известный и давний водораздел между московской и казанской историографией. Видимо в этом и есть признак подлинной, живой исторической науки, когда существует дискуссия, в научный оборот вводятся новые данные и аргументы. Надеюсь, что на следующие форумы в Сасово приедет и Булат Рахимзянов, и другой казанец – Ренат Темиргалеев, недавно опубликовавший скрупулезнейшее исследование по демографии татар Рязанской области.

И новые научные методы были представлены на форуме. Максум Акчурин — администратор  Татарского ДНК-проекта выступил с познавательным докладом, посвященным этногенетическому анализу татарских родов. Пересказывать этот доклад я не буду, поскольку публикации Максума Акчурина широко доступны в Интернете, а чуть позже он успешно выступил со своей лекцией перед московской аудиторией в Доме Асадуллаева.

Много интересного было еще – и выступления коллег, и военно-историческая реконструкция, концертная программа, и пятничная поедка в Бастаново в мечеть, прогулка по тихой уютной деревенской улице нижней части села – Түбән аул.

Все делается подвижниками. И собирать такие форумы – большой, сложный труд. Я уже назвал Нургаяза Гарипова, для которого (уроженца азнакаевского села Буралы) сасовская земля стала родной. Силы вложены в это мероприятие и московским адвокатом Анваром Аминовичем Девликамовым, всегда поддерживающим свою малую родину. На форуме выступил и Александр Абдиев, чьи экспедиции и интернет-проекты фактически возродили в конце 90-х гг. бастановское краеведение. А как не вспомнить татарский пятничный стол в бастановской мечети с памятными с детства тонкими лепешками из пресного теста, испеченными на сковороде — ләвәш, которые готовят мишари Рязанской области и выходцы из этих мест по всему миру. И это труд – радушно встретить гостей.

Не растаюсь надолго с родным сасовским краем. Наши связи возобновились.


Сасово-Бастаново-Москва
Татарский мир. 2018. № 4. С. 12.