Измаил Алиевич Уразов (1896-1965) — литератор, журналист.

Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук.

Родился в Азеево, ныне Рязанской области. Уехав из села, получил юридическое образование (видимо, в Харькове). В 1917-18 гг. опубликовал несколько сборников стихов, соавтор сборников «Поэты на площади» (Харьков, 1917) и «Тропа» (Харьков, 1922, где опубликованы и стихи Ильи Эренбурга).

Жил в Москве. С середины 1920-х гг. публиковал статьи и заметки о цирке. В 1925–1929 заведовал редакциями журналов «Цирк» и «Цирк и эстрада»; автор рецензий, критических заметок, литературных портретов цирковых артистов (в том числе, Владимира Дурова). Автор одной из первой в Советском Союзе книг, посвященной такому направлению иллюзионного жанра, как факирское искусство (Факиры, М.: Теа-кино-печать, 1928).

В 1926 году Измаил Уразов публикует брошюры об Асте Нильсен, Грете Гарбо, Осси Освальде и других артистах немого кино. В том же 1926 году участвовал в создании фильма Дзиги Вертова “Шестая часть мира”. Автор предисловия к сборнику “Английские писатели” (Харьков, 1925),

Известно, что в 1930-е годы Измаил Уразов работал на ответственных должностях в журнале «СССР на стройке», которым руководила загадочная Евгения Хаютина — жена Ежова. Позднее, в 1950-е гг. он вспоминал, что к Евгении Хаютиной часто приезжал Исаак Бабель, и они редактировали тексты.

После войны он сотрудничал с таким примечательным для сталинского времени изданием, как «Журнал мод».

Известность Измаил Уразов приобрел прежде всего своей небольшой книгой «Почему мы так говорим», изданной в библиотеке журнала «Огонек» в 1956 году огромным тиражом. Эта работа получила теплый отзыв Корнея Чуковского, назвавшего книгу Уразова «прелестной»; надо отметить, что в этот период было издано много книг, посвященных правильному произношению и т. д. Книга была переиздана совсем недавно — в 2008.

Измаил Алиевич Уразов умер в 1965 году.