Интересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

Интересная статья накануне Пасхи, про татарский праздник:

Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал у всех татар Среднего Поволжья и Урала, правда, различался   день   его   проведения.

У казанских татар его проводили в комплексе Сабантуя, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Лишь в дд.Мелля Тамак, Карашай Саклово, Чураш Мензелинского уезда его называли  әрәпә.

Население об этом дне оповещалось заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Яйца красили чаще всего в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики — төш, иногда из ржаной муки, или мелкие булочки — шишара, крендели, покупали конфеты.

В деревнях кряшен, татар-мишарей обряд был приурочен к первому дню Пасхи. Кряшены, частично мишари, пермские татары этот праздник называли «большим, вели-ким» — Оло көн,25 иногда, «царским праздником» — патша   бәйрәме.

У основной массы мишарей обряд бытовал под названием кызыл йомырка — «красное яйцо». В Сергачском уезде — йомырка бәйрәме — «праздник яиц».

Касимовские татары сбор яиц проводили накануне пасхи, стремясь тем самым отмежеваться от христианского (русского) праздника, «отпраздновать прежде русских» — урыслар   ашаганчы   бәйрәм   итәбез.

Дети ждали этот день как большой праздник. Для них готовили   обновки,   в  крайнем   случае,   новые   лапти,   белые суконные чулки. Матери готовили специальные мешочки для сбора яиц. Как правило, их шили из красных браных концов полотенец. Информаторы рассказывали, что нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять на это время; под голову вместо подушки клали полено, чтобы не проспать. Рано утром мальчики и девочки в  возрасте  от  3-4  до   10-11   лет  начинали  обход домов.

Этнотерриториальные различия в этом обряде, кроме указанных выше сроков проведения, заключались и в степени   сохранности   поверий,   связанных  с   ним.

У казанских татар, как правило, это был просто сбор яиц и гостинцев, канун праздника. Лишь в редких деревнях информаторы отмечали, что дети, благодаря за угощение, желали хозяевам, чтобы кур было много, чтоб семье сопутствовал успех: рәхмәт, тавыкларыгыз куп булсын, уңышларыгыз булсын — д.Карадуван Казанского. В д.Бизяки Елабужского уезда детей заставляли кукарекать, кудахтать, гоготать как гусь.

В кряшенских деревнях первого вошедшего ребенка обязательно сажали на подушку, положенную на скамейку либо прямо на порог, приговаривая: «…пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур, цыплят — «аягың җинел булсын, тавык-чебеш күп булсын». Ему давали яиц и угощений  больше,  чем  остальным детям.

Это поверье было еще более массовым у татар-мишарей. Считалось, если в этот день в дом первым войдет человек с «легкой ногой», то скотина будет хорошо плодиться, в доме будет благополучие, согласие — тынычлык. Заходящий первым заносил с собой щепки, разбрасывал их по полу, чтобы «двор не был пустым», т.е. было бы много живности — д.Тат.Урайкино, Уренбаш Ставропольского уезда, д.Кикино Чембарского уезда (там заносили 40 щепок, палочек). В д.Елховой Куст Ставро-польского у. хозяйки, не дожидаясь чьего-либо прихода, сами чуть свет выходили во двор и, прочитав молитву, заносили в дом щепки с тем же пожеланием. Это делалось для того, чтобы предотвратить несчастья, которые якобы могли быть вызваны приходом человека с «тяжелой ногой».

Заходя в дом, обязательно произносили пожелания. Интересно отметить единство содержания (вариации незначительны) этих пожеланий, записанных в Чистопольском, Спасском уездах Казанской,  Ставропольском уезде Самарской губерний, а также в Елатомском, Темниковском уездах Тамбовской, в Инсарском уезде Пензенской, в Сергачском уезде   Нижегородской   губерний.

Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк

Әби-бабай   өйдәме?

Бер   йомырка   бирәме?

Тавыкларың   күп   булсын,

Кучатларың  бик   бассын.

Бер   йомырка   бирмәсәң,

Түрегездә   күлегез,

Шунда   батып   үлегез!

— д.Тат.Урайкино Ставропольского уезда, Ср.Тиганы Спасского уезда и др. (Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? дадут ли яичко? Пусть будет (у вас) много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом  (вашим) озеро,  там  утоните!).  Или:

Чиби-чиби  чип,  тавык,

Куначага мен,  тавык.

Куначага   менәлмәсэң,

Чебешеңне  җый,  тавык.

Әби-бабай, үдәмесең,

Бер   дҗомырка   бирәмесең?

Бер   дҗомырка   бирмәсэң,

Тимерчегә   барырмын,

Тимер   тукмак   алырмын,

Башын   сугып   ярырмын.

— д.Бастаново Елатомского уезда, д.Митрялы Темниковского уезда и др. (Чиби-чиби чип курица, поднимись на насест, курица. Если не можешь подняться на насест, собери цыплят (своих) курица. Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Если не дадут яичко, пойду к кузнецу, возьму   железную   колотушку   и   разобью   тебе  голову).

В д.Кикино Чембарского уезда в год экспедиционного выезда (1972 г.) все еще бытовал обычай бусагадан керү-«входить через порог». Заключался он в следующем.

Накануне «дня красного яйца» просят какого-нибудь мужчину, чья нога считается «легкой», первым зайти в дом. Заходя он говорит: Аягым җиңел булсын, тварларыгыз күп булсын, кайгы-хәсрәт күрмәгез — «пусть легкой будет моя нога, пусть будет много скотины, не знайте горя и бед». Полное   же   пожелание   звучало  так:

Мә-ә, мә-ә, куйларыгыз күп булсын,

Му-у, му-у, сыерыгыз сөт бирсен,

бозавыгыз   булсын.

Кыйтак,  кыйтак, тавыкларыгыз йомырка салсын,

чибилэр   чыгарсын.

Га-га-га,  казларыгыз  күп булсын,

ястык-түшэк   җыегыз.

Аягым   җинел   булсын.

Пр-р,   np-р  мурталарыгыз   бал   бирсен,

Мине   чәй   эчәргә   чакырыгыз.

Абыстай   каба   төптә   җөн   эрләсен,

Миңа   ыштан   тексен,

Абзый   чабата   тугысын,   мина   да   бер

кием   бирсен.

Балаларыгыз   күп   булсын,

Минем   кебек   йомырка   җыеп   йөресен,

Хуш   сау   булыгыз!

Карак   кермәсен,   көчекләрегез   карак  җибәрмәсен,

Аягым   жинел   булсын.

Тварларыгыз   күп   булсын,

Кайгы-хәсрәт   күрмәгез.

(Ма-а, ма-а, пусть у вас будет много овец, Му-у, му-у, пусть корова ваша дает молока и будет теленок. Кыйтак-кыйтак — пусть куры ваши несутся и выводят цыплят. Га-га-га, пусть будет много гусей, копите перины. Пусть будет легкой моя нога. Пр-р, пр-р, пусть в ваших ульях будет мед, меня пригласите на чай. Пусть хозяйка прядет и сошьет мне штаны. Пусть хозяин плетет лапти и мне даст. Пусть будет у вас много детей, и пусть они, как я, собирают яйца. До свидания, будьте здоровы! Пусть не зайдут к вам воры. Чтоб собаки (ваши) воров не впустили. Пусть легкой будет моя нога, пусть много будет скотины,   не   знайте   горя   и   бед.).

Бытовало и такое поверие: если первой войдет девочка, то будет много кур, если мальчик, то петухов. Их сажали на подушку. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то куры хорошо будут «сидеть» (выводить цыплят) — д.Атенино  Темниковского   уезда.

Интересно отметить, что в Сергачском уезде в «праз-дник яиц» было принято навещать замужнюю дочь. Мать в таком случае обязательно несла с собой «яичный узелок» — йомырка төене, в который складывались с десяток   крашеных   яиц   и  большой   калач.

День сбора яиц проходил очень оживленно. Сам сбор продолжался два-три часа. Затем дети выходили на улицу, где   начинались   различные   игры   с  собранными   яйцами.

Не так ярко праздничность этого дня была выражена в большинстве деревень чепецких татар. Хотя там и красили яйца, но не было обычая массового хождения детей по домам для их сбора. Их раздавали своим детям и детям родственников, если те заходили к ним. То же самое было у пермских татар, правда у них это было в день Пасхи. Не было подворного обхода и в отдельных деревнях Казанского уезда, в частности, в д.Кульбаш: дети заходили   лишь   в   дома   своих   родственников.

Таким образом, по конкретному времени проведения и сохранности поверий выделяется три варианта этого обряда:  казанско-татарский,  кряшенский, мишарский.

Из книги Р.К. Уразмановой «Обряды и праздники татар Поволжья и Урала”.