Исламское духовенство

Исламское духовенство

Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей, правоведов и богословов, руководителей общин верующих (имам), правителей государства, а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств. Читать дальше ИнформацияИсламское духовенство

Если ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

Если ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

В данной статье речь пойдет об одном из самых основных документальных источников в генеалогии — о метрических книгах (МК). Точнее о том, по каким территориям Российской Империи и за какие годы имеются МК на хранении в уфимском архиве.

Как известно, магометанские МК готовились в нескольких экземплярах, один из которых отправлялся в Уфу, в хранилища Оренбургского Магометанского Духовного собрания (ОМДС). Впоследствии, на основе материалов ОМДС, Центральным Государственным Историческим Архивом Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) был сформирован фонд постоянного хранения И-295, в описи 9 которого и отложилось большинство сохранившихся до нашего времени метрических книг. Читать дальше ИнформацияЕсли ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

Генеалогические источники

Генеалогические источники

Среди множества различных документов, хранящихся в наших архивах, основной интерес для человека, начинающего изучать историю своей семьи, могут представлять следующие виды документов:

Материалы «Всесоюзной переписи населения 1926 года» Читать дальше ИнформацияГенеалогические источники

Интересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

Интересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

Интересная статья накануне Пасхи, про татарский праздник:

Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал у всех татар Среднего Поволжья и Урала, правда, различался   день   его   проведения.

У казанских татар его проводили в комплексе Сабантуя, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Лишь в дд.Мелля Тамак, Карашай Саклово, Чураш Мензелинского уезда его называли  әрәпә.

Население об этом дне оповещалось заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Яйца красили чаще всего в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики — төш, иногда из ржаной муки, или мелкие булочки — шишара, крендели, покупали конфеты. Читать дальше ИнформацияИнтересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

ВЕРНИ МНЕ ИМЯ, РОДИНА!

ВЕРНИ МНЕ ИМЯ, РОДИНА!

Вахитова Г.Г.

В этом году отмечается 100-летие окончания Первой мировой войны. 1914-1918 гг. – переломный момент в истории европейской цивилизации, когда пришел конец консервативному XIX веку – веку просвещения и стабильности, и начался век XX – век великих революций, мировых войн, массового террора, стремительного технического прогресса. Россия стала ее активной участницей. В Оренбурге, Челябинске, Орске и других городах прошли патриотические манифестации. В августе-сентябре 1914 г. в Оренбуржье была проведена мобилизация. В действующую армию отправили 8 пехотных полков, 2 артиллерийских дивизиона и 19 отдельных команд мобилизованных. Помимо них Оренбургское казачье войско выставило для армии 18 конных полков, 47 сотен и 9 артиллерийских батарей. В первые полгода войны на фронт было мобилизовано около 100 тысяч оренбуржцев. Читать дальше ИнформацияВЕРНИ МНЕ ИМЯ, РОДИНА!

Яушевы

Яушевы

Денисов Д.
Старостин А.
Гизатуллин Р.

Яушевы – династия троицких предпринимателей и общественных  деятелей. Из служилых мурз, восходящих к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын, князь Багиш, имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Мухаммат- Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами в Бухару, работал погрузчиком вьюков, потом завел в Троицке собств. лавки и начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–59 открыл кожевенный и мыловаренный заводы, разбогател и стал троицким купцом 1-й гильдии. В 1850-е избирался ратманом Троицкой городовой ратуши. В 1859 вместе с 9 др. купцами он возбудил ходатайство о сооружении в Троицке за их счет нового каменного здания Гостиного двора с галереей. В 1868–70 им были построены здесь 2 каменные лавки. В 1863 на его средства была засыпана болотистая местность с небольшим озером и сооружена III-я мечеть г. Троицка на Оренб. ул. (ныне Октябрьской). Сам Гайса Я. в 1864 перешел из 1-го во 2-й мус. приход Троицка, с этого времени его потомки стали наследственными попечителями мечети и её учебных заведений. Я. Ахмеджан (1818–05.02.1875), Закиржан (?–1871), Мухаммеджан (1823–?), Мухаммедлатиф (1847–85), Хакимжан (1825–1871) и Шакиржан  (1831–1871) Гайсичи продолжили семейный бизнес. В 1871 на мыловаренном заводе А.Г. Яушева 5 рабочих выпустили продукции на 10 500 руб., а на кожевенном заводе наследников Г.Ю. Яушева 5 чел. обработали сырья на 12 000 руб. Особенно преуспели на предпринимательской ниве А.Г. и Л.Г. Яушевы. А.Г. Яушев отделился от отца еще при его жизни. Читать дальше ИнформацияЯушевы

Челобитная вдовы мурзы Тляша Кутыева

Челобитная вдовы мурзы Тляша Кутыева

Акчурин М.М.
Абдурахманов Т.А.

В Центральном государственном архиве Республики Мордовия в фонде Саровского монастыря хранится один любопытный документ. Уникальность источника заключается в том, что он содержит ссылки на купчии, датированные XV веком, и это пока единственный известный документ, относящийся к татарам, проживавшим в мордовских землях в данный период. В нем имеются ценные исторические, географические детали, а также много генеалогической информации, так как приводятся сообщения о владениях, принадлежащих нескольким поколениям служилых татар Темниковского уезда.
Сам документ представляет собой грамоту царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича 1693 г., отвечающую на просьбу темниковского мурзы Будалея Кутыева выдать ему новую выпись на владения деда Тляша Кутыева. Старая выпись «в бунте воровских казаков» была уничтожена. В грамоте приводится выпись, представляющая собой челобитную Акдевлет Темаевой дочери – вдовы мурзы Тляша Кутыева, подробно описывающая его многочисленные владения.

Читать дальше ИнформацияЧелобитная вдовы мурзы Тляша Кутыева

Село Биктимерово: с любовью и гордостью о малой родине

Село Биктимерово: с любовью и гордостью о малой родине

Книга Гульнары Гарифьяновны Вахитовой «Село Биктимерово: с любовью и гордостью о малой родине» посвящена исследованию истории села Биктимерово Оренбургской области начиная с середины XVIII века и до наших дней. Автором проведена очень кропотливая, поистине исследовательская работа по прослеживанию истории названного села. В этих целях она целенаправленно проанализировала документы фондов Центрального исторического архива Республики Башкортостан, Государственного архива Оренбургской области, данные метрических книг, ревизских сказок, переписей, встречалась с теми или иными живыми участниками исторических событий, составила сводные таблицы о состоянии хозяйств не только с. Биктимерово, но и соседствующих с ним деревень, создавая тем самым исторический фон и возможность для сравнения; восстановила 37 шэжэрэ семей и родов родного села, пофамильно указала биктимеровцев – участников Первой мировой, Великой Отечественной войн.

Читать дальше ИнформацияСело Биктимерово: с любовью и гордостью о малой родине