ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И СИСТЕМА РОДСТВА У ТАТАР-МИШАРЕЙ В ТРУДАХ РАМЗИИ МУХАМЕДОВОЙ

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И СИСТЕМА РОДСТВА У ТАТАР-МИШАРЕЙ В ТРУДАХ РАМЗИИ МУХАМЕДОВОЙ

Марат Сафаров

Рамзия Гиниатовна Мухамедова относится к числу тех редких исследователей, чьи научные труды получили не только признание среди коллег, но и хорошо известны широкому кругу интересующихся историей и культурой татарского народа. Научные интересы Рамзии Мухамедовой разнообразны и затрагивают различные проблемы истории, духовной и материальной культуры татар. В значительной мере, её исследования определили направления развития этнографии, внесли существенный вклад в отечественную тюркологию. Особенно необходимо выделить публикации, посвященные традиционной одежде, культуре питания, обрядам жизненного цикла и др. Активное участие Р. Г. Мухамедова принимала и в разработке одной из этапных и дискуссионных проблем – изучении этногенеза татарского народа. Читать дальше ИнформацияОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И СИСТЕМА РОДСТВА У ТАТАР-МИШАРЕЙ В ТРУДАХ РАМЗИИ МУХАМЕДОВОЙ

На землях князей Дивеевых

На землях князей Дивеевых

Ренат Абянов

Марат Сафаров

От окраин мордовского поселка Теньгушево до Вознесенского района Нижегородчины пролегает недолгая дорога через плотные березники и редкие деревни. Когда-то здешние земли входили в разные волости одного обширного уезда – Темниковского, Тамбовской губернии. Границы менялись, кроились следуя неведомой ныне логике и вот уже вполне мокшанские сельчане на нижегородской стороне уверенно считают себя русскими, а их соседи по другую, «титульную» сторону границы мелодично разговаривают на древнем языке этих пустошей и лесов. Мордовия заканчивается в своем северо-западном углу, но наша экспедиция в поисках истории и современного дня темниковских татар продолжается и за её пределами. Память о Темникове – крепости империй – сильнее административных метаморфоз XX века. Читать дальше ИнформацияНа землях князей Дивеевых

ЗАЧЕМ ЗНАТЬ СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ?

ЗАЧЕМ ЗНАТЬ СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ?

Руслан Миронов

В прошлые века изучение своей генеалогии было вызвано в основном практическими соображениями. Составлением своей родословной занимались исключительно представители знати, чтобы доказать свою принадлежность к дворянскому сословию. Сейчас с каждым годом все больше людей интересуется историей рода и хотят создать свое генеалогическое дерево.
Изучение родословной — связь с корнями и уважение своих предков.
История каждой семьи – это часть истории всей страны, поэтому потребность в ее изучении основывается на уважении своих предков. Очень многие люди имеют потребность ощутить связь со своими корнями. Такая связь нужна прежде всего для получения внутренней силы и мудрости.

Читать дальше ИнформацияЗАЧЕМ ЗНАТЬ СВОЮ РОДОСЛОВНУЮ?

Внутренняя Киргизская (Букеевская) Орда

Внутренняя Киргизская (Букеевская) Орда

И. Туремуратов

В 1801 году Император Павел Петрович подписывает грамоту, согласно которой разрешает Султану Букею Нуралиеву перекочевать с подвластными ему «киргизскими» родами в междуречье Волги и Урала. Вместе с Султаном Букеем перекочевывают 5000 кибиток в основном Байулинского племени, позже еще 1265 кибиток и далее продолжались перекочевки, т.о. к 1803 году число перекочевавших «киргизов» достигало 7500 кибиток. Читать дальше ИнформацияВнутренняя Киргизская (Букеевская) Орда

О том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах. Коротко и понятно

О том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах. Коротко и понятно

Нередко, проводя поиск и изучая метрические книги на предмет наличия в них записи о рождении предка, мы не находим такую запись. Не останавливаясь на причинах; перейдем к тому, как можно восстановить потерянную цепочку в поколениях.

Первым делом, если мы не нашли запись, условно, в 1885 году, проверяем записи за 1884 и 1886 годы. Далее, за 1883 и 1887 и так, пока не найдем нужную запись. Либо, через один год в «шахматном порядке». Но, бывает, что разница между «известной» датой рождения предка и фактической, доходит до 8-12 лет. В таких случаях, можно попробовать искать рождения родных братьев/сестер искомого человека в соседних годах, по родителям (у магометан это зачастую делается по отцу). К примеру, мы ищем в 1885 году рождение Исмаила у папы Абдуллы. Если рождение не находится, пробуем в соседних годах искать всех новорожденных у папы по имени Абдулла и берем их на заметку, параллельно, опрашивая родственников или подкрепляя найденные сведения домашними архивами (старые совместные фото и др.) Читать дальше ИнформацияО том, как вести поиск рождений в магометанских метрических книгах. Коротко и понятно

«Андреев городок» и Каменная могила на Цне

«Андреев городок» и Каменная могила на Цне

Абдиев А.Ш.

В статье, которая написана в соавторстве с А.А. Девликамовым «Еще раз про Андреев городок», мы утверждаем, что Андреев городок располагался на берегу реки Цны, между селами Темгенево и Глядково[i]. В данной же статье, я хотел бы изложить гипотезу, впервые озвученную татарскими исследователями Акчуриным М. и Ишеевым М. о том, что Андреев городок в документах XIV века, в частности в «Списке русских городов дальних и ближних»[ii] назван «Камена могыла на Дъсне». Читать дальше Информация«Андреев городок» и Каменная могила на Цне

Еще раз про «Андреев городок»

Еще раз про «Андреев городок»

Абдиев А.Ш.
Девликамов А.А.

В данной статье мы хотим поделиться с заинтересованными читателями нашей неожиданной находкой, изучая архивные документы по истории Мещеры нам удалось установить где же находился «Андреев городок», который упоминается в различных исторических документах начала XVI века в связи с неспокойной военной обстановкой на юго-восточных рубежах Московского государства. Мы коротко опишем самые распространенные исторические версии, приведем выдержки из исторических документов, где упоминается «Андреев городок» и представим вам наше аргументированное мнение.

Читать дальше ИнформацияЕще раз про «Андреев городок»

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕЛА БАСТАНОВО

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕЛА БАСТАНОВО

ОЧЕРК

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ

СЕЛА БАСТАНОВО

Абдиев А.Ш., Девликамов А.А.

Недостаток достоверных исторических документов, которые позволили бы дать однозначный ответ на вопрос, когда и кем было основано село Бастаново,  заставляет обращаться к такому источнику, как народные предания и легенды. Как известно, легенды и предания это – народные сказания о том, что происходило в незапамятные времена. События, которые имели место в действительности, в легендах нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, поэтому учёные, как правило, не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём они основаны на реальных событиях. В своем очерке мы сначала приведем некоторые собранные нами предания о селе Бастанове, а затем предложим наш краткий анализ и выводы. Читать дальше ИнформацияЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕЛА БАСТАНОВО