ДНК-генеалогия

ДНК-генеалогия

– Я тут подумал: если по мужской линии все люди братья и отличаются лишь принадлежностью к разным родам, то бишь гаплогруппам, то как там дела с женской линией? Я – мама – бабушка – прабабушка – … – Ева? Всё точно так же, как у мужчин?
– Ну, если в общих чертах, то да. Все женщины тоже относятся к разным женским родам, которые также восходят к одному предку – Митохондриальной Еве. И если мужские рода называются Y-гаплогруппами, то женские – мито-гаплогруппами. Правда, надо сказать, что наша Пра-мама жила раньше Адама.
– Как это раньше? А кто же были жёны Адама? Читать дальше ИнформацияДНК-генеалогия
САМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

САМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

Традиционное мусульманство создало множество самобытных и колоритных традиций. Татарская свадьба, ее оригинальный сценарий, является ярким зрелищным и неповторимым символичным торжеством с множеством ритуалов и обычаев. Конечно же, в современной действительности, когда многие народы не просто живут вместе, но кровно смешались, строгие традиции ослабели, многие — забылись, другие, подверглись изменению. Читать дальше ИнформацияСАМОБЫТНЫЕ ИЗЮМИНКИ ТАТАРСКОЙ СВАДЬБЫ

Новокрещенные татары села Дракино

Новокрещенные татары села Дракино

М.Р. Зибиров
Р.К. Зибиров

Отдельно надо сказать о семьях новокрещенных татар, проживавших в селе. Это были дракинцы, бывшие  некогда мусульманами, но по каким-либо причинам принявшие христианство. Старожилы говорят о существовании молебного места крещеных и кладбища за Талкой в районе нового моста, где якобы при строительстве колхозных построек выявляли останки людей. Сведения о первых крещеных татарах мы обнаружили в ревизской сказке 1762 года. Читать дальше ИнформацияНовокрещенные татары села Дракино

История и этнография татар-мишарей в трудах Р. Г. Мухамедовой

История и этнография татар-мишарей в трудах Р. Г. Мухамедовой

Сафаров М. А.,
историк, кандидат педагогических наук.

Рамзия Мухамедова относится к числу тех редких исследователей, чьи научные труды получили не только признание среди коллег, но и хорошо известны широкому кругу интересующихся историей и культурой татарского народа. Её имя уже давно стало символом традиций и высокого уровня татарской этнографии.

Круг научных интересов Рамзии Мухамедовой разнообразен и затрагивает широкие проблемы истории, духовной и материальной культуры татарского народа. В значительной мере, исследования Р. Г. Мухамедовой определили направления развития татарской этнографии, внесли существенный вклад в отечественную тюркологию. Читать дальше ИнформацияИстория и этнография татар-мишарей в трудах Р. Г. Мухамедовой

ДЕРЕВНЯ КАЗАНКА И КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ В ТОМСКЕ В XVII  ВЕКЕ

ДЕРЕВНЯ КАЗАНКА И КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ В ТОМСКЕ В XVII ВЕКЕ

Волков В.Г.

Томск, Музей истории Томской семьи.

В статье «Татарские селения окрестностей Томска в начале XVIII века» нами  было указано, что в конце XVII – начале XVIII веке в  Казанских Юртах (ныне д.Казанка Томского района) проживали чатские татары и нет никаких указаний на связь названия этого населенного пункта с Казанью или казанскими татарами [1]. Анализ вновь найденных документов показал, что основателями деревни Казанки  были именно казанские татары.

В «Реестре о спорных имениях между владельцами от одного к другому поступивших землях и угодьях 1827 года [2]» содержится выписка из дела, датированного 1745 годом о владениях чатских татар Казанских юрт Карташа Кутумова, Сураза Енгутина и Ураза Чиричина.

Как следует из документа, часть этих земель была куплена их дедом конным казаком Янсаром Бегичевым за 11 рублей у томского пашенного крестьянина Фоки Михайлова, а часть взята в счет долга (15 рублей) Кутумом Янсаревым у чатского служилого татарина Тосмамета Саркулина. Читать дальше ИнформацияДЕРЕВНЯ КАЗАНКА И КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ В ТОМСКЕ В XVII ВЕКЕ

Как составлять шежере

Как составлять шежере

Раис Кутушев

Количество родословных неуклонно растет. Это отрадно. Имеются родословные дворян, купечества, священников, мастеровых и других сословий, родословные башкирских родов и деревень, фамильные родословные и другие.
Графические изображения родословных разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословные, изображенные в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем находит свое подтверждение идея бессмертия и вечного продолжения жизни на земле. Этот же смысл содержится в родословном древе рода, семейства: его листья высыхают и падают, но само древо продолжает жить. Такие родословные представлены в книге «Башкирские шежере», изданной Р.Г.Кузеевым (Башкирские шежере. Уфа, 1960.).
Существуют графические формы родословных в виде таблиц. Внешний вид генеалогических таблиц также многообразен. Они бывают вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы компактны и очень удобны в использовании. Их недостатком, по нашему мнению, являются чрезвычайный лаконизм и отсутствие наглядности. Читать дальше ИнформацияКак составлять шежере
Рожденный в пятницу

Рожденный в пятницу

Фамилия – это наследственное родовое имя,
указывающее на принадлежность человека к одному роду,
ведущему начало от общего предка.

А Т Н А Г У Л О В

Ономастическое исследование фамилии

Атнагуловым досталась в наследство от предков простая, красивая фамилия. Её значение прозрачно: в роду Атнагуловых был Атнагул. Родоначальник носил благозвучное, позитивное по смыслу имя.

Фамилия Атнагулов образована от мужского тюркского имени Атнагул, которое в переводе на русский язык означает «рождённый в пятницу». Читать дальше ИнформацияРожденный в пятницу

Бала келәве

Бала келәве

Бабасының каберен белмәгән,
тормышның кадерен белмәс.

К Л Е Б Л Е Е В

Ономастическое исследование фамилии

Среди наиболее распространённых фамилий села Бастаново Сасовского района Рязанской области Российской Федерации, встречаются два варианта одной интересной фамилии — Клеблеев и Клевлеев. Эта фамилия является уникальной в своём роде, и на сегодняшний день, не встречается в каких-либо исторических источниках, кроме документов, касающихся вышеупомянутого села; наряду с другими фамилиями основных татарских родов Бастаново. Читать дальше ИнформацияБала келәве

Ревизские сказки села Бастаново

Ревизские сказки села Бастаново

Абдиев А.Ш.
Атнагулов Р.М.

Первые упоминания этого населенного пункта в официальных документах появляются в начале XVI века. Татарское население села в грамотах, относящихся к XVII веку, именуется шацкими, а иногда цненскими служилыми татарами и мурзами. Основное занятие жителей — несение сторожевой службы по городу Шацку и вдоль засечных линий, сопровождение посольств. В связи с военными реформами во времена Петра I и отказ от принятия христианства жители превратились в государственных крестьян.

Среди наиболее распространенных фамилий села: Девликамовы, Тынчеровы, Клевлеевы (Клеблеевы), Канеевы (Каниевы), Барамыковы, Енгалычевы, Симашевы (Симошевы). Реже встречаются Енилеевы, Чекаевы, Сименеевы, Тахтагановы, Котлобулатовы и другие.
В процессе деятельности, были найдены и обработаны ревизские сказки села Бастаново за 1722, 1745, 1763, 1816 и 1834 годы, а также метрические книги двух мечетеий села из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1832 по 1902 годы, с пробелами. Обработка и систематизация этих документов позволила задуматься о составлении и построении генеалогических древ основных родов села. Читать дальше ИнформацияРевизские сказки села Бастаново