Тамга

Тамга

Тамга — родовой фамильный знак, печать. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у карачаевцев, балкарцев, абхазов, абазин, черкесов, татар, башкир, узбеков, монголов, казахов, киргизов, осетин, азербайджанцев, кумыков, турок, ногайцев, ингушей, чеченцев. Читать дальше ИнформацияТамга

Оренбургская Каргала (Сеитовский посад) формирование торгово-татарского сословия

Оренбургская Каргала (Сеитовский посад) формирование торгово-татарского сословия

Масагутов Р.Ф.

Говорят, что для изучения татарского этноса стоит посетить три места: Болгар, Казань и Татарскую Каргалу. По истории Болгара и Казани написано немало работ, но история Татарской Каргалы, ее прежнее название – Сеитовский посад, в литературе освещена довольно слабо. Авторы научных работ лишь бегло описывали возникновение и развитие села в контексте переселения татар на территорию Оренбуржья. Хотя этот географический объект сыграл важную роль в укреплении экономических, духовных и культурных связей между татарами и другими мусульманскими народами России и Средней Азии, а его жители владели «вечно привилегированной землей», т.е. на территории Сеитовского посада располагалась особая торговая зона, население которой было освобождено от ряда повинностей и пользовалось определенными льготами по сравнению с другими регионами империи.

В связи с этим хотелось бы проследить историю развития этого уникального поселения в контексте формирования сословия торговых татар, имевших особой экономический и социальный статус в системе общественной иерархии Российской империи. Хронологические рамки – от основания слободы до 1802 г., когда большая часть населения переселилась в другие места. Читать дальше ИнформацияОренбургская Каргала (Сеитовский посад) формирование торгово-татарского сословия

Тюрки Томского Приобья

Тюрки Томского Приобья

Волков В.

Письменные источники позволяют выделить три основные группы тюркоязычного населения, занимавшего Томское Приобье в XVII — начале XVIII в.: чаты (чатские татары), эуштинцы и население ясачных татарских волостей, за которым закрепилось название обские татары.
По данным Г.Ф. Миллера, чатские татары первоначально проживали в западной части Барабинской степи и были подданными сибирского хана Кучума. Через несколько лет после поражения Кучума (1598 г.) чатские татары появились в окрестностях Томска. Во главе чатских татар стояли мурза Итемень и его сын Мурат, которые, как указывает Г.Ф. Миллер, являлись «кучумовой родней». Переселение части чатов в окрестности Томска привело к образованию двух групп: обских и томских чатов. Обские чаты проживают в селах Юрт-Ора, Юрт-Акбалык и Черный Мыс Колыванского района Новосибирской области. Читать дальше ИнформацияТюрки Томского Приобья
Спорные земли в низовьях реки Иж

Спорные земли в низовьях реки Иж

Шакиров Р.К.

Введение.

История заселения земель в нижнем течении реки Иж очень интересна. Издавна здесь пересекались интересы разных государств и народов-Казанского ханства и Ногайской орды, финно-угров и тюрков, оседлого населения и кочевников. В 17 веке здесь находилась граница между Казанским и Уфимским уездами. Сталкивались интересы разных этнических и социальных групп-каринских татар, удмуртов, башкирцев. Архивные данные сохранились большей частью в фондах Уфимской приказной избы, Вятской межевой конторы, Елабужского уездного суда в архивах Москвы, Санкт-Петерурга, Кирова, Казани, Уфы. Большую роль в заселении и освоении нижнеижских земель сыграли каринские татары-выходцы из древнего татарского села Карино, которое сегодня находится в Слободском районе Кировской области на реке Чепце-притоке Вятки (откуда иногда их называли вятские татары). Читать дальше ИнформацияСпорные земли в низовьях реки Иж
Арские (каринские) князья и деревня Салауш

Арские (каринские) князья и деревня Салауш

И.С. Нафиков
Р.К. Шакиров
Л.Х. Нафикова

Арские (каринские) князья и деревня Салауш
(Салагыш) Агрызского района Республики
Татарстан (исторический очерк)

Оглавление:
I. Обстоятельства и дата возникновения деревни Салауш (Салагыш) 2
II. Жизнь Арских князей в досалаушский период и
их роль в становлении деревни Салауш (Салагыш) 4
III. Потомки Арских князей в Салуше (Салагыше) 20
IV. Салауш (Салагыш) в дореволюционный период 31
V. Касимовы-Нафиковы в деревне Салауш в
послереволюционный период и в современное время 33

Читать дальше ИнформацияАрские (каринские) князья и деревня Салауш

Исламское духовенство

Исламское духовенство

Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), судей, правоведов и богословов, руководителей общин верующих (имам), правителей государства, а также глав отдельных религиозных общин (муфтий), орденов, братств. Читать дальше ИнформацияИсламское духовенство

Если ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

Если ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

В данной статье речь пойдет об одном из самых основных документальных источников в генеалогии — о метрических книгах (МК). Точнее о том, по каким территориям Российской Империи и за какие годы имеются МК на хранении в уфимском архиве.

Как известно, магометанские МК готовились в нескольких экземплярах, один из которых отправлялся в Уфу, в хранилища Оренбургского Магометанского Духовного собрания (ОМДС). Впоследствии, на основе материалов ОМДС, Центральным Государственным Историческим Архивом Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) был сформирован фонд постоянного хранения И-295, в описи 9 которого и отложилось большинство сохранившихся до нашего времени метрических книг. Читать дальше ИнформацияЕсли ваши предки магометане. О фонде Магометанского Собрания И-295

Генеалогические источники

Генеалогические источники

Среди множества различных документов, хранящихся в наших архивах, основной интерес для человека, начинающего изучать историю своей семьи, могут представлять следующие виды документов:

Материалы «Всесоюзной переписи населения 1926 года» Читать дальше ИнформацияГенеалогические источники

Интересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

Интересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц

Интересная статья накануне Пасхи, про татарский праздник:

Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях был подворный сбор крашеных яиц. Бытовал у всех татар Среднего Поволжья и Урала, правда, различался   день   его   проведения.

У казанских татар его проводили в комплексе Сабантуя, накануне или за несколько дней до майдана. Особого названия у этого обряда не было. Лишь в дд.Мелля Тамак, Карашай Саклово, Чураш Мензелинского уезда его называли  әрәпә.

Население об этом дне оповещалось заранее, поэтому хозяйки красили яйца с вечера. Яйца красили чаще всего в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета. Кроме того, пекли особые тестяные шарики — төш, иногда из ржаной муки, или мелкие булочки — шишара, крендели, покупали конфеты. Читать дальше ИнформацияИнтересный праздник у татар. Сбор крашеных яиц