Азеево

Сафаров М.

Азеево (тат. Эже, Эзе) – татарское село в Ермишинском р-не Рязанской обл., в 3-4 км от р.Мокша на ее правом берегу. Пойма р.Мокша близ Азеево богата заливными лугами, что способствовало развитию в селе скотоводства (особенно разведения лошадей).

Село было основано служилыми татарами, по некоторым данным, в XVI в.

Согласно преданию, оно возникло на том месте, где умерла и была похоронена девушка-татарка, возвращавшаяся со своим отцом из хаджа. Т.о., название села связывают со словом «хаджи» (человек, совершивший паломничество в Мекку); позднее произошла трансформация этого понятия в «азы» — «эже» — «Азеево».

Выходцы из Азеево являлись основателями татарского села Мал. Рыбушкино (ныне Краснооктябрьского р-на Нижегородской обл.).

Территориально Азеево входило в состав Елатомского уезда Тамбовской губ. В 1779 г. в Азеево насчитывалось 519 жителей. Село быстро росло; в сер. XIX в. в Азеево проживало уже около 3 тыс.  чел. К тому времени здесь существовало медресе, имелось 50 белых и 145 курных изб (где печи топились по-черному), 20 бань, волостное правление, 3 канатных завода, 4 ветряных мельницы, постоялый двор. В среднем у азеевских крестьян приходилось на хозяйство 1 лошадь, 2 коровы, 2 овцы. На канатных заводах, приносивших владельцам прибыль на 73 000 руб., работало ок. 100 чел. Канатные изделия сбывали в Москву, Нижний Новгород, Рыбинск.

Особенно быстрыми темпами село стало развиваться после реформ Александра II. Так, если в 1861 г. в селе проживало 3457 чел., то уже в 1882 г. в Азеево  насчитывалось 669 дворов с населением 4420 чел.

К нач. XX в. в Азеево действовали 7 мечетей, главной из которых считалась Ак-мечеть. При мечетях функционировали мектебе. В азеевском медресе готовили имамов и учителей для татарских сел, расположенных на территории современной Рязанской обл. и Мордовии. Уровень образования азеевских имамов и учителей был очень высоким: так, уроженец Азеево, Ибрагим Урманов позднее продолжил образование в каирском ун-те аль-Азхар, знал Св. Коран наизусть.

Другой уроженец Азеево Шариф Бурнашев (1860-1944), окончивший местное медресе, также решил поступить на обучение в ун-т аль-Азхар, однако его родители выступили против, и лишь со второй попытки ему удалось уехать в Египет. По окончанию учебы Ш. Бурнашев вернулся в Азеево, где, как и И.Урманов, был признанным Коран-хафизом. В Стамбульском университете учился и будущий имам-хатыб и организатор медресе в городе Петропавловске Мухаметжан Бегишев (1867-1937). В Стамбуле и каирском университете «Аль-Азхар» получал образование и шакирд азеевского медресе, уроженец Азеева, в будущем известный в Узбекистане и Таджикистане просветитель и педагог Салахеддин Маджиди (Мазитов) (1878-1956).

В азеевском медресе готовили и женщин-учителей; напр., выпускница азеевского медресе Фазыля Хусаиновна Ширинская (1901-92) некоторое время преподавала в татарских селах западной Мордовии.

До наших дней дошли имена некоторых азеевских имамов, преподавателей медресе, муэдзинов: Сафаровы Мухамедшариф Абдрахманович, Мухамедхафиз Саджидинович, Мухаметшариф Мухаметшакирович, Камалитдин, Тазитдин, Мухамадкарим Габдрахманович, Нурмухамед, Салих Ибрагимович; Утяганов Мухамедгирей Габдулнасырович; Таиров Хасан Салихович, и др.

Население Азеево быстро приобщилось к капиталистическим отношениям, активно занималось торговлей. До постройки  в кон. XIX в. жел. дороги, прошедшей через с. Сасово, многие азеевские крестьяне после окончания полевых работ на собственных лошадях курсировали между родным селом и Москвой. Они занимались извозом, поскольку многие из них жили за счет натурального хозяйства, поэтому они нанимались к азеевским купцам – напр., многие крестьяне вывозили в Москву обработанный козий пух с  предприятия семьи Бурнашевых. Из Москвы они везли на продажу своим односельчанам сахар, соль, керосин и т. д.

В самом Азеево долгое время проводились ярмарки,  куда съезжались татарские и русские крестьяне из окрестных сел не только для купли-продажи, но и для найма на работу к богатым азеевцам.

Подобно касимовским татарам, значительная часть жителей Азеево занималась обработкой и продажей меха (особенно каракуля), шелка из Средней Азии. Многие выходцы из А. уезжали в Андижан, Наманган, Бухару, Ташкент, Коканд, Самарканд, Хиву, а также в Москву, Санкт-Петербург, Оренбург, Петропавловск, Одессу. Они служили приемщиками хлопка, приказчиками. Со временем, многие открывали собственное дело и торговали каракулем, хлопком, шелком, сухофруктами.

Переселяясь в крупные города, богатые азеевцы не теряли связи с родным селом. Предприниматели строили в Азеево двухэтажные дома, регулярно приезжали в родное село, владели скотом, их земельные участки обрабатывали батраки. К примеру, семья Каиповых имела в Азеево земельный участок, на котором работали батраки, а в доме служила прислуга; кроме того, Каиповы владели несколькими сотнями гектаров леса (Чумарский лес), но основной доход получали от собственности в казахских степях – огромных стад скота. Среди крупных землевладельцев были также Урмановы, имевшие хутор и несколько сот десятин земли в окрестностях Азеево, Урмановым принадлежал в Азеево канатный завод.

Из Азеево происходят известные и влиятельные в прошлом татарские купеческие династии – Ерзины и Бурнашевы. Так, Вяли Бурнашев владел имением близ А., а также, как и Каиповы, стадами овец в казахских  степях. Многие уроженцы А. стали видными представителями мусульманской общины Москвы. Наиболее известный из них – Салих Юсупович Ерзин (1833-1911) – построивший в 1904 г. на свои средства московскую Соборную мечеть. Салих Ерзин не забывал и о родном селе – поддерживал местное медресе, мечети.

В Азеево родился и другой известный московский татарский предприниматель кон. XIX – нач. XX вв. – Ариф Хусаинович Бурнашев (1880 — после 1934), владевший собственным домом неподалеку от Московской Соборной мечети и занимавшейся продажей каракулевых шкурок. Его отец – Хусаин Сулейманович Бурнашев был экспертом по каракулю в московском отделении одной из немецких торговых компаний. Одновременно, в Азеево Хусаин Бурнашев создал предприятие по очистке козьего пуха. Сырье закупалось преимущественно в Оренбургской губернии, перерабатывалось (очищалось) в Азеево, а затем оптом реализовывалось в Москве.

Некоторые азеевцы (Абдулла Танеев и др.) имели свои магазины в самом селе. В большинстве это были магазины бакалейных товаров.

Небольшую часть населения села составляли русские. Хотя они и жили на отдельной улице, но при этом знали татарский язык, работали на местных предприятиях или обрабатывали за деньги земельные участки богатых предпринимателей. Православного храма в Азеево не было и русские жители посещали церковь в соседнем селе.

Показателем благополучия села являются сохранившиеся до наших дней двухэтажные дома, в которых первый этаж был выстроен из камня или кирпича, а второй – из дерева. Подобная застройка, характерная в большей степени для уездных и губернских городов дореволюционной России, была свойственна многим татарским селам совр. Рязанской обл.

В 1914 г. в Азеево жили 6838 чел. В селе имелось почтово-телеграфное отделение, торговые лавки, работали агенты страхового общества «Россия».

После 1917 г. активная мусульманская религиозная жизнь в Азеево прекратилась. Были закрыты медресе, мектебе, все мечети. Многие зажиточные крестьяне, торговцы, представители духовенства были репрессированы в эпоху коллективизации и в 1937-38 гг. Однако жители села продолжали выполнять мусульманские обряды, отмечать религиозные праздники, проводить меджлисы. Функции неофициального имама до самой своей смерти в 1958 г. выполнял, в частности, вышеупомянутый И.Урманов.

С кон. 1920-х до конца 1940-х гг. продолжалась массовая миграция жителей Азеево в различные города Средней Азии, а также в Москву. В Средней Азии многочисленные выходцы из Азеево играли значительную роль в развитии местной системы образования, медицины и др. Так, известным и уважаемым учителем в узбекском Андижане была уроженка Азеево Саджида Хусаиновна Бурнашева (1907-1986).

Азеево – родина активных деятелей Гражданской войны, большевиков: военного комиссара Бухарской республики Багаутдина Шегабутдинова (1893-1920) и участника установления советской власти в Крыму Хасана Урманова (1895-1920).

И в советский период Азеево было известно в качестве родины известных деятелей истории и культуры. Напр., уроженка Азеево Захида Хусаиновна Бурнашева (1895-1977), печатавшаяся под псевдонимом «Гыйффат-туташ», стала известной татарской поэтессой. В Азеево родился и Измаил Алиевич Уразов (1896-1965) – известный в советской Москве литератор, журналист, автор книг об отечественных и зарубежных актерах 1920-х-30-х гг.

В 1928 г. в Азеево родился Фикрят Ахмеджанович Табеев, являвшийся  в 1960-79 гг. партийным руководителем Татарской АССР. Именно при нем в Татарстане проводилось активное освоение нефтяных ресурсов, были построены такие известные города, как Набережные Челны и Нижнекамск. В 1979-86 гг., Ф.А.Табеев являлся послом СССР в Афганистане, а затем заместителем председателя Совета министров РСФСР.

Возрождение религиозной жизни в Азеево началось в 1990-е гг. В октябре 2004 г. в селе, была открыта мечеть, построенная по инициативе и на средства местного сельскохозяйственного предприятия ООО «Азеевское». Руководитель данного предприятия Рустам Равильевич Бекбулатов был удостоен по указу председателя Совета муфтиев России, муфтия Равиля Гайнутдина ордена «Фахр» II степени. Мусульманская община села входит в состав Духовного управления мусульман Европейская части России.

Близ села расположено большое мусульманское кладбище. 

Лит.: Сафаров М.А. На земле моих предков// Татарские новости. –1999, №1-2; Его же. Салих Ерзин – основатель Московской Соборной мечети // Ислам минбаре. –1999, №2; Его же. Мусульманские общины Рязанской области. Прошлое и настоящее // Ислам минбаре. 1999, №9; Его же. Родники нации (татары Рязанской области) // Татарский мир. – 2006, №9.

Сафаров М. А. Азеево // Ислам в центрально-европейской части России: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 11-13.